Очень хорошо взбадривает общение с харизматичными, стремящимися к  работе коллегами. В каждом педагогическом коллективе, наверно, есть свои истые энтузиасты. Но если в ближайшем окружении вам не от кого «подзарядиться», я познакомлю вас с удивительным преподавателем по классу скрипки в Детской музыкальной школе №2 города Нижнего Новгорода.

Тамара Борисовна Барамзина преподает музыку 42 года!  Удивляет не только ее огромный стаж, доказывающий страстную любовь к профессии, но и неиссякаемая тяга к знаниям, которая, по признанию самой Тамары Борисовны, с детства была доминирующей чертой ее характера.  Три года назад она окончила Нижегородский государственный педагогический университет с красным дипломом, а потом начала посещать курсы английского языка при Нижегородском государственном лингвистическом университете. Мы часто слышим о том, что люди на западе, выйдя на пенсию, осуществляют мечты своей юности: поступают в университеты, начинают заниматься искусством, изучать языки. Там это в порядке вещей – учась, люди не стесняются своего возраста. Но в нашей стране студентка-пенсионерка - редкое явление, вызывающее весьма неоднозначную реакцию.  Поэтому Тамара Борисовна не любит говорить о своем возрасте и никогда его не озвучивает.

- Тамара Борисовна, почему Вы до сих пор работаете, да еще и учитесь?  Неужели не устали, не хочется отдохнуть?

-  Для меня работа – это жизнь. Я всегда любила учиться, а если сам любишь учиться, то и преподавать приятно. Некоторые меня считают за чудачку – в мои годы учиться у нас не принято, а меня их мнение не волнует. Я уверена, что учиться надо всю жизнь!

Тамара Борисовна достает из сумки листки, исписанные от руки, протягивает мне. Это расписание  классных концертов на учебный год с темами докладов для обсуждения с родителями: о том, как готовить домашние задания, как правильно распределять свое время, какое значение имеет музыка в нашей жизни  и еще много всего интересного….

- Тамара Борисовна, скажите, что делать, чтобы увлечь ученика?

- Самое главное, чтобы у педагога самого был интерес к работе. Если придешь на урок с потухшим взглядом, от ребенка нечего ожидать. Мы должны всегда искать для себя что-то новенькое, интересное. Почитай о каком-нибудь композиторе, разучи новую пьесу.  Ученика можно увлечь и красивым исполнением, и беседой о музыкальном произведении. Нужно почаще устраивать концерты: для родителей и в общеобразовательных школах. Раньше мы с учениками ходили по больницам, домам престарелых, интернатам…. Площадок для выступлений много - только не ленись! Если ребенок выступил на концерте, обязательно похвали - это большой стимул для него. А иногда можно и материально поощрить – с родителями приготовить небольшие подарки: ноты, книги.

- Многие преподаватели в музыкальных школах сейчас жалуются, что мало учеников – нагрузка маленькая.

- Я в основном учеников сама себе набираю: прихожу в детский сад, договариваюсь с заведующей или музыкальным руководителем, что проведу с детьми беседу о скрипке. Поиграю сама и со своими учениками, расскажу об инструменте, дам его рассмотреть, потрогать. А уж если пятилетнему ребенку скрипка в руки попала, он сразу загорается: «Хочу играть на скрипке!» Потом с родителями разговариваю, убеждаю.  Мы, как гипнотизеры, словом воздействуем на сознание ….

К каждому ученику нужен индивидуальный подход. Здесь большая внеклассная работа: познакомиться с семьей, узнать, в каких условиях он живет.  Может, у него такая обстановка дома, что не до музыки.

…Вот такие нехитрые советы, как увлечься работой и увлечь ученика. Вроде ничего нового Тамара Борисовна мне не открыла, но после беседы с  ней, я вдруг почувствовала прилив сил и жажду деятельности.

Фото автора