Я вышла со спектакля «”ON/OFF”: True-истории в сценах, постах и цитатах», который поставил учебный театр Школы-студии МХАТ, с сильно бьющимся сердцем. Я не истерик и знаю об опасностях, которые подстерегают нас в сети, довольно много, но мне стало по-настоящему страшно. И я бы хотела, чтобы этот спектакль увидело как можно больше родителей и чтобы они тоже испугались. Потому что безопасность детей, играющих в сетевые игры и открывших страничку в популярной социальной сети, зависит именно от нас, уважаемые родители! А еще от учителей, особенно тех, которых их ученики уважают, к которым прислушиваются.

Дело в том, что на сцене были представлены абсолютно реальные ситуации, связанные с интернет-угрозами, через которые прошли абсолютно реальные дети и взрослые. Спектакль сделан в модной нынче технике вербатим. Что это такое, объясняет руководитель курса Дмитрий Брусникин: «В Германии актеры первые стали выходить на улицы и брать интервью у людей. На основе этих интервью создавались пьесы, истории, сюжеты». И когда первокурсники Школы-студии МХАТ добрались до семестра, на котором, по программе, им полагалось заниматься наблюдениями и играть увиденное, их руководители решили, что ребята будут выступать не только друг перед другом. «Мы отправили детей на улицы, они стали приносить наблюдения с митингов, из поликлиник, больниц, школ, с детских площадок, с вокзалов. Они должны были задавать вопросы, получать ответы, разговорить человека, почувствовать, где болит, «вытащить» это, потом принести видеозаписи нашему драматургу. А дальше происходит обработка текстов и поиск серьезных сюжетов. На меня эти интервью произвели сильное впечатление. Получилась объемная картина, заговорила целая страна».

Первый опыт, на мой взгляд, получился удачным. Спасибо начинающим, но талантливым и убедительным актерам. Спасибо драматургу Андрею Стадникову, режиссеру-постановщику Юрию Квятковскому.

Идею общей темы для всех интервью - угрозы в интернете - Школе-студии МХАТ подсказал «Майкрософт». И это совершенно естественно. Ведь компания давным-давно не только технические средства для безопасной работы в Сети выпускает (например, «Родительский контроль в Windows 7», «Windows Live. Семейная безопасность», «Семейные надстройки в Xbox 360 Xbox LIVE»), но проводит большую пропагандистскую работу. «Изолировать ребенка полностью от компьютера невозможно, считает президент компании Майкрософт в России Николай Прянишников. - Но можно научить правильно пользоваться им, показать детские сайты с интересным контентом…   Мы проводим исследования в разных странах, насколько люди понимают угрозы в интернете. Последнее исследование, которое мы провели, показало, что в России осведомленность на уровне других европейских стран. Но глубокого понимания вопроса все-таки нет - ни про инструменты защиты, ни про угрозы».

Родителям была бы весьма полезна информация, которой поделился на «круглом столе»,  который предшествовал премьере, эксперт по информационной безопасности, генеральный директор Group-IB Илья Сачков: «Что такое на сегодня интернет-преступность в России? Оборот 2-3 миллиарда долларов только за 2011 год. Количество преступлений растет на 200% каждый год». Преступления, жертвами которых становятся дети, можно разделить на три группы. Первая - когда угроза была направлена на взрослого, а ребенок «попался под руку» случайно. Например, деньги украли с папиной кредитки с помощью сына. Вторая - угрозы, направленные непосредственно на детей. В эту ловушку попадают юные пользователи мобильных телефонов, игроманы. И третья группа преступлений - когда дети направляют агрессию против своих же сверстников. Взламывают электронные ящики, используют личную переписку для организации скандалов, конфликтов в школе, вузе.

Спектакль, кстати, стал яркой, живой иллюстрацией к двум последним группам преступлений. Один из центральных сюжетов - отношения старшеклассников. Ребята создают группу в социальной сети, направленную против одноклассницы. Они пишут о ней гадости, выкладывают интимные фотографии и издевательски их обсуждают. Такая травля с помощью виртуальных сообщений называется «троллинг». Девушка просит родителей перевести ее в другую школу, но маме и папе кажется смешной причина. «Ведь тебя не бросил мальчик», - смеются они. Затравленная сама становится палачом, организуя подобную группу «в честь» новенького, чтобы объединиться с ним против одноклассников.

Еще один сюжет, страшный для любой мамы, - рассказ о судьбе Хикки. Условное имя мальчика -  термин, придуманный в Японии. Он обозначает людей, которые уединяются, сознательно отказываются от всяческой социальной жизни. В данном случае речь идет о мальчике, который уйдя с головой в виртуальное общение, находит в интернете некого Медведя, гордится тем, что этот взрослый человек ведет с ним и только с ним долгие беседы. Самое страшное - мама Хикки, дама, ушедшая всей душой в решение проблемы замужества, добровольно отпускает сына на реальную встречу с Медведем. «Больше маленького Хикки никто не видел. И никто не знал, что с ним случилось. Одно доподленно известно - он точно перестал быть маленьким Хикки…».

Спектакль, несмотря на тяжелую тему, пессимистичным не назовешь. Ведь в сети люди находят настоящую любовь, друзей, у экранов мониторов дежурят люди, которые отлавливают преступников… И все же главный посыл - «Люди, будьте бдительны!», точнее «Родители, будьте бдительны!». Ибо первые, кто должен сообщить детям об угрозах, - это, конечно, мамы и папы.

Кстати, участвовавшая в «круглом столе» народная артистка РФ, актриса Московского театра под руководством Олега Табакова Марина Зудина, уверена, что правильное поведение родителей угрозы в интернете сводит практически к нулю. Марина сама не поклонница информационных технологий, пользуется компьютером и интернетом лишь на работе, по необходимости. Для нее важнее эмоциональное, тактильное общение с детьми. И она сумела повлиять самым положительным образом на сына, которому сейчас 17 лет. Он сидит за компьютером, но его рабом не является. И на дочь, которая просто пока не знает, что это такое. «После нашего разговора у меня ощущение, что кроме интернета, больше никаких сфер не существует, - говорит Марина. - Моя дочка танцует, занимается спортом, делает аппликации… Зачем играть с ребенком в компьютерные игры, если можно сходить в музей, в театр, в парк, поиграть в футбол?». «А потом ребенок приходит в школу и увлекается всей этой техникой!» - возражает актрисе модератор «круглого стола», телеведущая Тутта Ларсен. Марина парирует: «Если ребенок чем-то увлечен, он не будет все время играть. Он захочет сходить в бассейн, покататься на лыжах… От нас это тоже зависит - увлечь ребенка чем-то. Ведь если ребенок часами сидит перед телевизором или за компьютером - нам так проще! Я долго и терпеливо внушала сыну, что помимо компьютера в жизни есть масса всего интересного. Это было непросто, как приучать к порядку».

Понятно, что не все такие образцовые мамы, как Марина Зудина. Еще есть несчастные мамы, вроде нас, журналистов, которые компьютером вынуждены пользоваться почти круглосуточно. А пример, как известно, заразителен. Но и в этом случае умный родитель найдет слова, придумает правила общения ребенка с «железным другом», прислушается к советам по безопасной работе в интернете компании «Майкрософт»... Что касается влияния школьного окружения, то нормализовать эту сферу призваны педагоги. Давая задания ученикам, они должны понимать, что за информацией школьники пойдут, скорее всего, не в библиотеку, а в интернет. И там могут столкнуться с нежелательным контентом…

Некоторые участники «круглого стола» считают, что учителя не понимают угроз интернета. Слушая их, я никак не могла согласиться с этим утверждением. Кроме того, что педагоги получают специальные знания на курсах, в частности, их учат в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Проректор АПКиППРО Лариса Горбунова озвучила цифру - они обучили за три года уже 30 тысяч учителей. Но ведь еще есть и настоящие энтузиасты, которые хорошо разбираются в теме, лучшие педагоги, например, участники конкурса «Учитель года России», создают специальные учебные программы, факультативы, используют специальные приемы, сами общаются с учениками в социальных сетях, демонстрируя правильное онлайн-поведение.

Вот им бы дать возможность сводить своих учеников на спектакль «”ON/OFF”: True-истории в сценах, постах и цитатах» или дать им диски с записью постановки. Конечно, показывать это зрелище можно не всем ребятам, только подготовленным. Возможно, и не детям даже показывать, а родителям. Настоящий учитель разберется - кому. Главное - есть что показывать…

Фото Ольги Максимович и Оксаны Родионовой