Рассказывает Лена Сотышева, в понедельник 28 мая она сдавала биологию:

- От своей школы мы отъезжали в 8.45 утра, а в 10 начинался экзамен. Всего из нашей школы сдавали 7 человек, шестеро – биологию, один – ИКТ. До Рамонского лицея, в котором мы сдавали экзамены, ехать всего минут десять, но оргмоменты занимают много времени, поэтому мы в свою школу пришли раньше. У нас у всех проверили, взяли ли мы паспорта, ручки чтобы у всех были, посмотрели, как кто себя чувствует… В лицее нас собралось три аудитории по 15 человек – это только по биологии. Наверное, со всего района… Девчонок, конечно, больше, чем ребят… И еще там же сдавали историю и информатику, но это в других классах, и людей там было поменьше.

- Для чего вам биология?

- Я собираюсь поступать или в педагогический на психолога, или в медицинский на фельдшера. Всего я готовила три экзамена – биологию, математику и русский. Больше мне ничто для поступления не нужно.

- Занимались сами или у репетиторов?

- И сама, и с репетиторами, учила целый год. Ходила так: один раз в неделю – один предмет, всего получалось три занятия в неделю.

- С каким настроением ехали на экзамен?

- С волнением, конечно. Хотя это волнение было не сравнить с тем, когда я пришла домой и посмотрела в тетради, сравнила, как написала, и выяснила, что то, что я знала, на экзамене я написала неправильно! Очень было обидно: знала, как надо, но написала неверно.

- Сильно волновалась?

- Да. И вообще, и еще из-за камер. Там камеры были везде: и улицы просматривались, и коридоры, и аудитории, и даже, по-моему, при входе в туалет была камера. В аудитории я сначала камеру не заметила, она была, как лампочка, но нам сказали, что да, это камера… Телефоны мы все отдали при входе в школу сопровождающему нас учителю. Некоторые даже с собой их вообще не брали, дома оставили. С собой можно было только воду, и ту при входе в кабинет оставляли на отдельном столе. А у себя – паспорт, ручка и пропуск. Когда получили задание, нам раздали конверты, мы их вскрыли, заполнили бланки, и только потом нам дали черновики и мы приступили к ответам.

- Сложные задания?

- Да, в основном С1 и С2. А в С6 была очень запутанная задача, решила ее, наверное, половина сдававших.

- Как себя оцениваете?

- Можно, не буду говорить? На всякий случай!..

- Сложно было в целом? Сколько спали в последнее время?  

- Очень сложно было! Перед экзаменом легла спать в 11 вечера, но уснуть долго не могла, часа два, наверное. И проснулась тоже очень рано, где-то в шесть – полседьмого.

- Самую большую поддержку от кого получали?

- Родители, конечно, мама, папа. Они тоже очень волновались, потом, когда сдала, звонили с работы, спрашивали. Еще учителям нашим большое спасибо. Наш классный руководитель Зинаида Викторовна Филатова была нашим сопровождающим. Она очень за нас волновалась и стояла у лицея, ждала, пока последний ученик не вышел, часа три ждала. Сразу спрашивала, как что было, потом утешала: не переживайте! Очень поддерживала нас. Еще, конечно, спасибо учителю биологии Светлане Сергеевне Макаровой, учителю русского языка Татьяне Анатольевне Шепеленко, математику Антонине Михайловне Козловой и всем-всем!

- Что бы хотели поменять в ЕГЭ?

- Хотелось бы эмоционально меньшие нагрузки, как-то сделать экзамены полегче. Все-таки эти камеры… Телефоны – да, не нужны, но из-за камер очень волнуешься, даже боишься пошевельнуться. И хотя у нас в нашей школе тоже есть камеры и мы занимались при них, но на экзамене все по-другому, все очень волновались из-за них. Нам ведь еще сказали, что эта запись с камер видеонаблюдения будет отправляться вместе с нашими ответами в экзаменационную комиссию. И там будут смотреть, если, например, на 100 баллов напишешь, то будут запись просматривать – никуда не заглядывал, не пользовался шпаргалками… Поэтому и боялись пошевелиться.

Сейчас вот волнуемся, ждем результатов. Тоже очень утомительно и тяжело…  

 

Рамонская школа № 2 – сама пункт проведения экзаменов, правда, не единого государственного, а государственной итоговой аттестации в девятых классах. На вопрос, что изменилось в процедуре проведения экзаменов, я попросила ответить Галину Анатольевну Шапорову, руководителя пункта приема экзаменов, заместителя директора рамонской школы № 2:

- В целом процедура стала более прозрачной – для общественных наблюдателей, для уполномоченных представителей, для самих детей и их сопровождающих. Хотя, конечно, в этом году процедура ужесточилась. Например, пункт, на котором мы сдаем, оборудован камерами видеонаблюдения и снаружи, и внутри - дети это знают. Также с этого года наличие мобильного телефона - не то что использование, а просто наличие телефона в пункте проведения экзамена - уже считается нарушением. Причем наличие не только у выпускника, а у всех участников единого государственного экзамена, начиная с сопровождающих и до руководителя пункта.

- И куда же девать свои телефоны?

- Вообще не брать с собой, не приносить! Раньше дети сдавали их, заходя в аудиторию, а с этого года нельзя входить на пункт сдачи ЕГЭ с мобильным телефоном. Это ужесточение, может быть, и огорчает детей, но организатор чувствует себя более спокойно и уверенно. Потому что ребенок даже не пытается ничего достать, у него ничего нет.

Возможно, есть какие-то новшества в КИМах, потому что сейчас, судя по рассказам детей и по демо-версиям, сократилось количество заданий, на которые требуются односложные ответы. А значит, у ребенка меньше возможность списать. Появилось больше заданий, на которые требуется полный, развернутый ответ. Ребенок должен себя проявить, показать свои знания -  это не спишешь.

- То есть задания усложнились?

- Да, причем не только ЕГЭ, но и ГИА в этом году усложнилась. Сократилось количество заданий с выбором ответа, увеличилось количество заданий, где требуется какое-то решение. Одного «крестика» теперь недостаточно…  

 Цифры и факты

В нынешнем году в Воронежской области 13799 выпускников-одиннадцатиклассников – чуть больше, чем было в прошлом (13786). Большинство в качестве дополнительного экзамена выбрали обществознание (48,5 % выпускников), второе место у физики (31,5 %), третье - у биологии (19,5 %). В этом году ЕГЭ в области сдается по 14 предметам – на один больше, чем в прошлом. А все потому, что три выпускника захотели сдавать единый экзамен по испанскому языку – это тоже своего рода прогресс и доказательство «приживаемости» ЕГЭ. По словам Олега Николаевича Мосолова, руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, тот факт, что выбор увеличивается и предметов, по которым можно сдавать ЕГЭ, становится больше, - это очень хорошо.

Еще одна интересная цифра: до 148 человек выросло количество выпускников этого года, сдававших экзамены досрочно, с 20 апреля по 4 мая. В прошлом году таких было всего 59 человек. Все дело в том, что в несколько раз увеличилось число соревнований, различных спортивных акций и так далее. Двенадцати детям дали возможность сдать ЕГЭ раньше, так как они уезжают на лечение, и еще несколько человек – на учебу в другие страны.    

В этом году в Воронежской области 74 пункта приема экзаменов, все с камерами. Ими также оборудованы залы заседания предметных и конфликтных комиссий. Глушилок для мобильной связи нет, хотя в одном из регионов Черноземья – Тамбовской области – их обещали использовать. Мы попросили прокомментировать это нововведение заместителя начальника управления образования и науки Тамбовской области Любовь Валентиновну Филатьеву. Вот что она ответила:

- В этом году в целях объективности обеспечения оценки у нас практически выведены из школ районов и городов области пункты проведения ЕГЭ. Они теперь находятся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Все пункты оборудованы видеокамерами и глушилками для сотовой связи. Наверное, все равно какие-то спорные ситуации будут, мы не застрахованы от этого, но в целом пока все нормально. Жалоб и возмущений не было, пока только была одна спорная ситуация: дети вошли в здание пункта проведения экзамена с телефонами, но потом вспомнили, что их надо сдавать, и сами предложили сдать их. Как и что делать, в таком случае решает экзаменационная комиссия, но скорее всего, это просто забывчивость, а не нарушение.

Тамбовская и Воронежская области

Фото автора