Придушенное финансирование
Тревожный звонок прозвучал  еще по весне. К завершению  учебного года порядка десяти школ Суксунского района, как и десятки школ в других территориях Прикамья,  подошли с нулевым финансовым результатом. Нечем было платить отпускные. Естественно, учителя малокомплектных школ Пермского края в очередной раз, как бывало и в  прежние годы,   были предупреждены о возможных сокращениях и реорганизациях. Как известно,  за изобретенным словесным прикрытием подушевого финансирования - деньги идут за учеником -  следует уничтожение маленьких школ. Потому как выделяемых на них «подушевых» средств из краевого бюджета  откровенно не хватает. А в местных бюджетах денег на учительские зарплаты не предусмотрено.
Впрочем, краевой бюджет «одумался». Было выделено дополнительное финансирование, и вопрос с отпускными снят. Но по Васькинской основной школе в паре с ним шла еще одна проблема - аварийное состояние деревянного здания, построенного  в 1936 году, внешне больше напоминающего старый колхозный амбар, чем очаг просвещения. С печным отоплением, с водой из колодца, с удобствами на улице...  Давно толком не ремонтированного. В Интернете выложены сообщения, что за сохранение Васькинской школы ратуют   даже некоторые депутаты Европарламента. Но  они здесь просто не бывали...

Прыжки на потолке
То, что ученики, их родители и учителя любят свою школу, не вызывает сомнений. Это видно даже по внешним проявлениям. По тому,  как дружно жители трех  деревень пришли на очередное собрание, на котором решалась судьба школы. По трогательно оформленным стендам в коридорах и классах, рассказывающим о прошлом и настоящем школы, ее учениках,  учителях. По уважительному отношению людей друг к другу....
- Почему в прежние годы нашим детям можно было здесь учиться, проводить праздники, а сейчас нет? - недоумевали сельчане.
- С чего вы взяли, что школа рухнет? Ну и что, что провис потолок над спортзалом. Мы недавно  проверяли. На чердак специально забирался 90-килограммовый мужик,  чтобы попрыгать на этом потолке. И ничего не случилось, - задавались вопросы местному руководству и министру образования  Пермского края, приезжавшему на собрание.
Но вопрос о судьбе Васькинской школы возник не вчера и не весной, когда нечем было платить отпускные. И даже не год назад. С 2006 года эта школа работает без лицензии. А дети получают аттестаты Поедугинской основной школы. От реального перевода детей в другую школу васькинцев до сих пор спасало то, что удавалось договариваться с надзорными органами. Но вот государственная инспекция вневедомственного контроля, проверив  школу в Васькине, вынесла неутешительный вердикт: техническое состояние конструктивных элементов здания не соответствует требованиям безопасного пребывания школьников. А именно? Физический износ перекрытий, стен, крыши -  50 процентов, окон - 100 процентов. «Бутовая кладка фундамента по всему периметру имеет слабую связь камней, выветренные и вымытые швы».  «Пол, доски, лаги, столбики подлежат замене...»
Короче, чтобы привести Васькинскую школу в нормативное состояние, нужно разобрать ее по бревнышку, заменить крышу, потолки, стены. Пристроить новый спортзал, столовую, медицинский блок, теплые туалеты, кочегарку, чтобы сделать центральное отопление, которого в Васькине отродясь не бывало. Воздвигнуть водонапорную башню, чтобы обеспечить школу водой. И так далее. Но кто будет строить школу для 70 ребятишек? Для  трех сел, где нет градообразующего предприятия, где людям негде работать. Мужчины, чтобы как-то содержать семьи,  ездят на заработки... Правда, рождаемость здесь стабильная. Поэтому районная власть предложила построить в Васькине типовую современную начальную школу-сад. Школа-сад должна быть построена в 2012 году.  На нее выделено 84 миллиона рублей.
А  пока  под начальную школу  отдан закрытый год назад детский садик, а учеников средних классов - порядка 40 ребят - предлагалось возить в Сызганскую основную школу. До нее - 13 километров. По нормативам расстояние должно быть не больше 15 километров. Школа в Сызганке  каменная, благоустроенная, над ней топор закрытия не висит. Но васькинцы отказались.
Стратегические промахи
Все мы, как известно, сильны задним умом. Но все же...  Такого острого вопроса с Васькинской школой, может быть, и не возникло бы, если бы не прежние стратегические просчеты. Сейчас в соседней деревне Бор, куда по замыслу прежних стратегов должны были подвозиться дети из трех «бунтующих» марийских деревень, пустующее школьное здание уходит под психоневрологический интернат. Каменная школа там была построена еще при колхозе. И хотя в Бору населения и детей было гораздо меньше, чем в Васькине, это была центральная усадьба. И поэтому школу «из принципа» построили там.
Потом был еще один стратегический момент, когда васькинцам предложили сделать свою школу национальной. Чтобы все предметы велись на марийском языке. Или хотя бы во всех классах углубленно изучался литературный марийский язык и литература. К национальным школам отношение все-таки более бережное и более щадящее. Но Васькинская школа на это не пошла.
И вот сложилась уникальная ситуация. Все школьные предметы в Васькинской основной школе преподаются на русском языке. Литературный марийский язык изучается только факультативно. Народное творчество - в кружках. Правда,   на школьных переменах, дома, на улице  учителя, ученики, жители всех трех деревень, говорят между собой на разговорном марийском.
В Васькине живет заслуженный композитор Марий Эл Юрий Евдокимов, пишущий  слова и  музыку для детских песен на марийском. Местные дети с удовольствием их поют. Завоевывают дипломы на различных конкурсах. Здесь открыт филиал детской школы искусств.
- Сегодня наши дети не стесняются петь и говорить на своем языке, не стесняются  носить национальные костюмы. А если они будут учиться в русскоязычной школе, все это сойдет на нет, - переживают жители марийских деревень.
Действительно, в Сызганке, где более 80 процентов учеников -  дети из марийских и смешанных семей, и в самой деревне, и в школе говорят по-русски. По проводимым Сызганской школой ежегодным опросам здесь большой потребности у местных жителей в марийском языке нет. Он изучается, как и в Васькине,  факультативно, в начальной школе.  

Дорога раздора
В Суксунском районе марийцы живут компактно в семи деревнях. Тебеняки, Иванково и Васькино были отделены от Сызганки  и других поселений лесом. И во все предвыборные кампании жители  этих деревень просили соединить их дорогой, чтоб было не так далеко ездить друг к другу в гости. Дорогу построил нынешний глава района Александр Осокин.
Теперь, как грустно шутит,  эта гравийка стала «дорогой раздора». Именно по ней предполагается возить учеников из Васькина в Сызганку.
- Мы очень боимся за их безопасность и здоровье, - говорят родители. - А если автобус застрянет в лесу? Там ходят дикие кабаны и медведи...
Опасения небеспочвенны. Узкая гравийка до недавнего времени относилась к дорогам пятой категории, используемым для технических нужд. Школьному автобусу разминуться даже с груженой телегой в некоторых местах было трудно. Правда, сейчас эту дорогу расширили и перевели из категории технической в проезжую для пассажирского транспорта. Это 1,5 миллиона рублей. Однако,  по рассказам жителей, зимой эту дорогу заметает. А тут еще сотовая  связь  накрывает не всю дорогу. Застряв в пути, дети не смогут даже сообщить об этом домой.

Цена вопроса
Без сомнения, национальное самосознание марийцев вызывает огромное уважение. Но все же положа руку на сердце по большому счету  речь идет о безопасности детей в официально признанном аварийным здании школы. И если, не дай бог, что-нибудь случится из-за этой аварийности хоть с одним ребенком... Все национальные, религиозные и другие вопросы сразу уйдут на тридесятый план. Останется только один: кто виноват? Кому отвечать?
Глава Суксунского района Александр Осокин согласился оплатить любую другую экспертизу здания, которую закажут родители учеников Васькинской школы, если они  не верят уже проведенной.
Районное управление образования предложило  возить васькинских, тебенякских и иванковских  школьников в Сызганку классами вместе с их любимыми педагогами. Правда, заниматься в таком случае им пришлось бы во вторую смену.
Васькинцы настояли на своем.  Сегодня в их школе закрыты аварийный спортзал и класс, где учились дети начальной  школы. Каждое утро комиссия из родителей и педагогов  за час до занятий проверяет состояние здания, чтобы вовремя выявлять  возможные изменения,  пока судьба школы не будет решена окончательно. Возникает вопрос, на который никто сегодня не может дать вразумительного ответа: как долго это будет продолжаться?

Суксунский район, Пермский край