В том репортаже ничего не говорилось о деревенских школах. Но увы, на селе сегодня не только врач, но и молодой учитель - большая редкость. Поэтому регионы идут на разные хитрости, точнее, на создание условий, которыми можно было бы заманить начинающего педагога и попытаться оставить его в селе.

Недавно на сайте Белгородского департамента образования, культуры и молодежной политики появилось объявление о конкурсе на замещение вакантной должности учителя в десяти школах области. Конкурс проводится совместно с Белгородским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, а участвовать в нем приглашают вчерашних выпускников педвузов. Точнее, молодежь в возрасте до 30 лет, но конечно, для организаторов желательно, чтобы трудовой стаж в педагогической профессии не превышал трех лет, и чтобы молодые люди были готовы переехать на жительство в Белгородскую область.

Теперь о том, что предлагают гостям хозяева. Условия в разных районах разные. Например, в Корочанском районе (на 22 часа нужен учитель русского и литературы в Алексеевскую школу и на 18 часов учитель английского в Шеинскую школу) молодому педагогу обещают «подъемные» в 100 тысяч рублей, проживание в частном секторе и ежемесячную компенсацию расходов на коммуналку хозяевам жилья. В Красненский район тоже нужны два учителя: английского языка на 18 часов, плюс ему же полставки вожатой в Расховецкую школу, а еще учитель математики (10 часов), информатики (8 часов), плюс 4 часа элективных курсов в Горскую школу. Льготы в этом районе другие: 13300 рублей – единовременная выплата (два учительских оклада) и ежемесячное возмещение расходов за наем жилья и коммунальные услуги. В обоих районах еще предусмотрено участие в проекте «Учительский дом», который активно развивается в области. В Чернянском районе в школу села Лозное нужен учитель-словесник (20 часов), «подъемные» - 30 тысяч, а также оплата съемного жилья и коммунальных. Краснояружский район в дополнение к 30 тысячам рублей и компенсации коммунальных обещает подвозить своих молодых учителей (требуется математик на 20 часов и физик, плюс ему же информатика на 10 и 8 часов соответственно) к месту работы, то есть, к Илёк-Пеньковской школе. В Губкинском районе в Троицкую школу приглашают учителя химии (22 часа) и обещают вместе с 30-тысячной разовой выплатой койко-место в общежитии города Губкина и компенсацию оплаты проезда к месту работы и обратно.

Как видим, хотя область и одна, но условия в разных районах разные. Как рассказала нам начальник отдела по работе с персоналом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Людмила Соловьева, у кого есть средства и сильнее потребность в специалистах, те и предлагают лучшие условия:

- В соответствии с поручением президента мы, как и все регионы, сначала предоставляли квоты. Потом определили образовательные учреждения и должности, по которым нужно было провести конкурс среди выпускников. В 2010 году впервые провели этот конкурс – было несколько претендентов, и отобрали действительно очень хороших выпускников, которые и сейчас работают в школах. Тогда у нас подавали заявки два учреждения на три должности: в Вислодубравскую школу Губкинского городского округа требовался учитель английского языка, а в Городищенскую школу Старооскольского городского округа – математик и историк.

А сейчас уже губернатор области Евгений Савченко дал поручение разработать комплекс мер по привлечению и закреплению молодых специалистов в общеобразовательные учреждения области. Мы объявили конкурс, определили должности и школы этого года, и впредь намерены продолжать такую работу. Ежегодно.

- Насколько легко найти сегодня молодого специалиста в село?

- Очень сложно. На сегодняшний день у нас только заявились претенденты на должность учителя информатики.

- Могут ли желающие приехать к вам из других областей или даже республик?

- Да, можно. Лишь бы претенденты удовлетворяли тем требованиям, которые значатся в условиях конкурса.

Требования обычные – набор документов и копий документов, грамоты и характеристики, но еще претендентов просят написать страничное эссе на тему «Самые яркие впечатления от моей педагогической практики», или «Сельская школа. Мои ожидания», или на другую тему «по выбору участника конкурса, при раскрытии которой излагается педагогическое кредо, профессиональные приоритеты, мир увлечений».

Мы попросили Ольгу Белокопытову, руководителя управления образования Корочанского района (в нем будущему учителю обещаны самые значительные «подъемные» в 100 тысяч рублей), рассказать, что ожидает претендентов в районе и селе.

- У нас принято постановление главы администрации Корочанского района о единовременном денежном поощрении в размере 100 тысяч рублей молодому специалисту с высшим образованием, прибывшему в район. Правда, есть условие – он должен дать обязательство отработать в школе пять лет.

- Насколько легко найти учителя даже при обещанных 100 тысячах?

- Найти очень сложно. Молодежь весьма меркантильная, и 100 тысяч для них деньги небольшие. Но тем не менее, по 3-4 человека к нам приезжают ежегодно и трудоустраиваются. Конечно по сравнению с прошлыми годами, когда по 20 человек приезжало, сейчас очень мало. Хорошо то, что приезжие задерживаются, им у нас нравится. Короча – один из ближайших к Белгороду районов, всего 40 минут езды.

- Села Алексеевка и Шеино – какие они?

- Алексеевка расположена около трассы межобластного значения, современное село с хорошей инфраструктурой. А Шеино – это глубинка, и там конечно деревня, но тоже недалеко от Белгорода. Жилье – обещаем оплачивать коммунальные по съемному жилью. У нас действуют льготы по коммунальным услугам, и мы оплачиваем свет, тепло. И даже если определяются на квартиру, то администрация поселения заключает с жителем договор и оплачивает ему коммунальные услуги. Хозяин даже прописывают молодого учителя на какое-то определенное время.

Обе школы одиннадцатилетние, Алексеевская перспективная, 260 учащихся, а в Шеинской примерно 90 детей, но она стабильная.

- Сколько средняя зарплата учителя?

- В районе на первое января было 19 тысяч рублей. Хотя по области 21 тысяча. Молодому, конечно, меньше, в пределах 10 тысяч. У него нет высшей квалификационной категории, стаж маленький. Конечно, есть стимулирующие доплаты, и в итоге, в полнокомплектной школе зарплата начинающего педагога доходит до 12 тысяч.

Не могла я не расспросить и о программе «Учительский дом» - одном из самых привлекательных обещаний, на которое, казалось бы, должен клюнуть каждый вступающий в серьезную жизнь вчерашний студент. В Белгородской области уже лет десять, как действуют различные программы льготного предоставления жилья сельским, да и городским учителям. Если коротко, «Учительский дом» сейчас – это бесплатная для учителя земля (дает муниципалитет) и миллионный кредит (до пяти процентов годовых), который надо будет возвращать, и на который специальная строительная компания возводит коробку дома и подводит к нему коммуникации. Вот тут-то и начинаются проблемы. Примерно 300 тысяч рублей уходит на оплату НДС и других налогов, и лишь 700 тысяч на саму стройку. А возвращать надо миллион, да еще и с процентами, - кому захочется?

Фото автора