… Распахнув огромные крылья, сверкая мириадами брызг, под разрывы петард, шум фейерверков и веселый барабанный бой, взмывает из темной глуби вод Черный Дракон, царь зодиака и властитель наступившего в конце января нового года по лунно-солнечному календарю, до сих пор чтимому в странах Азии. Его обитель - дно морское, где он хранит бесчисленные сокровища, живя в роскошном дворце, построенном из драгоценных камней, раз в 12 лет воцаряясь на земле. И так он блистателен в своем обличье, отливающем золотой чешуей, что и мы, казалось бы, столь далекие от традиций Востока, не можем не попасть под власть его экзотических чар.

Мы – нация, сложившаяся из множества племен и народов Евразии, испокон веков отличавшаяся толерантностью к самым разным традициям, прекрасно сочетающая ритуалы православия и языческие обряды, с легкостью адаптируем чужеземные обычаи, в особенности те, которые связаны с празднествами. Вот и восточный зодиак, исподволь и вроде бы совсем недавно войдя в нашу жизнь, занял свое место в новогодних торжествах, и, готовясь к застолью, наряжая елку (которая, к слову сказать, была позаимствована царем Петром I у немцев триста двенадцать лет назад), выясняем, какие блюда нравятся покровителю года, какие украшения и цвета одежды он предпочитает. И ставим на стол его фигурку.

Но этот год – особый. На смену привычным зверушкам вроде Кролика или Кошки, Собаки или Хрюшки, Лошади, Быка, не очень любимым Крысе, Змее или даже грозному Тигру, пришел сам Дракон – единственное мифическое существо в зодиакальном круге, олицетворение силы и могущества, символ верховной власти.

Выставка «Дракон и Феникс» получилась необычайно эффектной и насыщенной. Здесь есть вещи из интерьеров императорского дворца, и парадные одежды властителей Поднебесной из ярких шелков, шитых золотом, украшенных тончайшими вышивками, изысканные по отделке аксессуары. А неподалеку – кабинет ученого, человека со столь рафинированным вкусом, что даже самые утилитарные предметы выберет, руководствуясь высокими эстетическими запросами. Там – изделия из бронзы, фарфора, камня, дерева, слоновой кости, украшенные фигурками драконов и фениксов, какими их видели уйгуры и буряты, мастера Японии, Кореи, Монголии. Тут - чернолаковые вьетнамские вазы и ширмы с щедрой и необычайно изысканной инкрустацией перламутром. На стенах - народный лубок, которым к новогодним торжествам украшались дома простых людей: «Праздник фонарей», «Гонки на драконьих лодках», «Танец с драконом».

В смежном зале уникальные иранские изразцы, эмалевые миниатюры и старинные шелка с сюжетами из персидских поэм соседствуют с распространенными среди кочевников Средней Азии коврами. Стоит посмотреть и на один из древнейших экспонатов выставки - черепицу с драконом с кровли ханского дворца в Каракоруме.  Еще на выставке можно увидеть японское оружие и культовые предметы буддийских монахов, кованые подвески простых буряток и серебряные шпильки императрицы-регентши Цыси. По хронологии также разброс огромный: от старинных каменных и деревянных рельефов – до современной картины японского художника Дзинъитиро Ивасаки с изображением невидимого лунного дракона, где присутствует не он, а его животворящий дух - луна и веточки цветущей сакуры.

Интересно, что Священный Дракон считается существом куда более добрым и справедливым, нежели похожие злобные персонажи европейских сказаний и русских былин. «Земля соединяется с драконом» — так обычно говорят о благодатном для земледельцев дожде. Но горе тем, кто посмеет потревожить его! Ярость проявится в наводнениях, тайфунах или засухе.

Легенда гласит: знаменитый живописец древности Чжань Цынью изобразил в стенной росписи четырех драконов. Зрители стали его осуждать за то, что он сделал их безглазыми. Чанг, осердясь, дорисовал глаза двум из этих извивающихся фигур. И тогда «грянули громы и молнии, стена треснула и они унеслись в небо. На месте остались лишь те, что были безглазы».

Пояснения, сопровождающие зрительный ряд - важная особенность выставки: ее мало – смотреть. Ее нужно читать. Да, да, я не оговорилась: не очень простая тема космогонических воззрений народов Востока, представленная в графике и произведениях декоративно-прикладного искусства, раскрывается через составленные автором экспозиции Альбиной Легостаевой интересные экспликации, пояснения к лубочным картинам с пересказом преданий Востока.

Например, интересно узнать, что Чунь цзе, или Праздник Весны, который жители Китая отмечают уже более двух тысяч лет, является для них самым важным праздником. Ему посвящена целая неделя, насыщенная весельем и радостью. И хотя обряды, призванные пробудить природу, испугать злых духов, ищущих в это день новое пристанище (которых, похоже, в древнем Китае, было великое множество) и шумом веселья привлечь могущественного покровителя, давно утратили свою утилитарную функцию, на  конкурс «танцев драконов», на соревнования «драконьих лодок» по-прежнему собираются толпы зрителей. И надо видеть, с каким азартом выступает молодежь, с какой фантазией придумывает  и облик, и «пируэты» своих огнедышащих зверей, выполняя поистине акробатические трюки, чтобы почувствовать любовь китайцев (впрочем, как и жителей всего дальневосточного региона) и к национальным традициям, и к мифическому обитателю вод и небес.

Вот и Музей Востока решил отдать дань покровителю года, который, в соответствии с характером повелителя стихий, обещает быть бурным и насыщенным.  Дань – яркую, блистательную, благо экспонатов для этого в фондах оказалось достаточно, организовав выставку, которая продлится до 18 марта. И, верится, Дракон оценит внимание к себе и на весь свой год продлит ощущение праздника, который уносишь с собой, выходя из залов лунинского особняка на улицы Москвы.


Фото предоставлено Государственным музеем Востока