В омском лицее №64 идея автоматизации работы возникла еще  в 1997 году,  тогда предпринимались попытки ведения электронных страниц каждого класса. Во время карантина ученики через сайт получали домашнее задание, а учителя публиковали оценки за урок. Дело заглохло из-за отсутствия средств. Теперь же  финансирование проекта взял на себя Департамент образования -  закупили ноутбуки в  каждый класс, выполнили технические работы, обучили педагогов. Учитель в ходе урока выставляет оценку ученику в электронный дневник, а также в электронный журнал с помощью компьютера, подключенного к Интернету, записывает домашнее задание. Он может отправить сообщение родителям ученика, рассказав о работе ребенка на уроке или оповестив их о ближайшем родительском собрании.  Ученик также может просматривать свои оценки, но не имеет доступа к их изменению. По мнению директора лицея Татьяны Лукьянович, электронный дневник - очень полезная вещь для учебного процесса:

- Электронный дневник позволяет быстро анализировать всю информацию, упрощает работу педагогов и помогает им освободить больше времени для самообразования, освоения новых программ.  Родители в большинстве своем положительно относятся к электронным дневникам. А дети  по-разному. У кого доверительные отношения с родителями, тех не пугает, что мама и папа в любой момент смогут узнать их оценки.

Вообще удобно. Но… Точнее, «но» несколько.  В «продвинутом» Томске к системе «Электронный дневник» подключились 90 процентов школ. При этом Константин Маслов, руководитель проекта «Томская электронная школа», считает, что к полноценному ведению дневника в городе готовы лишь около пяти школ. Например, гимназия №18, где в каждом кабинете есть компьютер,  оценки, замечания, домашнее задание педагог может вносить в дневник во время урока. А большая часть школ укомплектована компьютерами примерно на 30 процентов. И это Томск,  не самый бедный город России, давно и упорно занимающийся информатизацией образования.

Хотели как лучше, получилось как всегда - программа, предназначенная вроде бы для облегчения жизни педагогов, только усложнила им работу. Ведь бумажные-то журналы никто не отменял - они должны заполняться и храниться в школе 75 лет. В итоге:

- Мы выполняем двойную работу: заполняем и бумажный журнал, и электронный. Есть плюсы - мгновенное выведение любых отчетов, выведение отметок учащихся, возможность родителей узнать успеваемость своего ребенка, но минусов пока больше - кропотливая работа по заполнению сведений об учащихся и родителях, самого журнала не реже одного раза в 3 дня, частые сбои в работе сервера и  соответственно исчезновение заполненных материалов, требование работать только на школьных компьютерах. В некоторых классах только у одного-двух детей есть дома компьютеры, следовательно, остальным электронный журнал не нужен. Удобна эта система для контроля учителя со стороны вышестоящих организаций.

Это, впрочем, рассказывают педагоги не из Томска, а из Самары -  проблемы везде одинаковы. С поправкой на благосостояние региона. В Казани выдали ноутбуки всем  учителям без исключения, но все равно «электронное образование» стало головной болью. «Ведение дневников, классных журналов в электронном варианте кажется пустяком только тем, кто реально не представляет, из чего состоит работа учителя. Выставить оценку нужно и в бумажный журнал, и в электронный. Да еще сделать это сразу! На следующий день или через пару уроков нельзя - программа не позволит. Но часто учителя не ставят оценки, чтобы дать возможность ребенку исправить полученную двойку. Здесь сразу очень много вопросов»,  -  размышляет учитель из Казани.

Понятно, что информатизация - дело будущего. И электронные новинки школе, конечно, нужны. Но тяжело они даются педагогам. Какие только бумаги они ни заполняют: списки родителей с местами работы, программы воспитания, отчеты о проведенных мероприятиях, характеристики, разработки классных часов – это кроме уроков, разумеется. К  куче бумаг  добавляется лишняя работа. И не только бумажная, кстати. Электронный дневник, как и журнал, предполагает, что родитель может в любое время дня и ночи спросить у  учителя: «А почему вы Пете двойку поставили?» Готов педагог к тому, чтобы  после своего рабочего дня объясняться с мамами-папами, растолковывать новый материал, отслеживать выполнение домашних заданий?
Особенно если учесть, что работает педагог, как правило, не за достойную зарплату, а исключительно за светлое будущее. Не удивлюсь, если в 2012 году, когда президент рекомендовал повсеместно ввести электронные дневники с журналами, учителей еще и обяжут обзавестись  личными ноутбуками. А кому еще жертвовать собой  ради будущего, как не педагогам?