О том, почему ребятам нравится эта школа

После двух спаренных уроков, или периодов на местном школьном наречии, дети высыпали во двор. Он большой, пространства всем хватает. Никто никому не мешает. Подхожу к группе мальчишек, расположившихся на дальней скамейке. Обсуждают регби.
- Я из России, журналист. Можно вам задать несколько вопросов?
- Валяйте, - отвечает рыженький парнишка. - Только вы нам вначале скажите: чем вас заинтересовала наша школа?
- Вот как раз я и хотел у вас спросить: чем ваша школа отличается от других?
- Тут классно! - отвечает все тот же ученик. - Посмотрите вокруг! Кого тут только нет - выходцы из Африки, Азии, Карибского бассейна, европейцы. Но мы как одна семья.
- И здесь безопасно, - продолжает другой. - А еще у нас одни из лучших результатов по тестированию в Англии. Мы попадаем в пятнадцать процентов лучших государственных школ страны. Это прямой путь в университет.
- Здесь в самом деле хорошо учат, - вступает в разговор еще один паренек из компании. - Я раньше учился в школе, где порядка было мало, дисциплины никакой, драки, конфликты, а успеваемость хуже некуда. Ни в один университет с полученными там оценками не брали. Мне повезло, что, переехав сюда, я стал учиться в этой школе, хотя Челви не самое лучшее место для жизни...

О том, почему в школе висят флаги сорока пяти стран

Школа Слау-Итон (по-английски полностью она называется так: Slough&Eton Church of England Business and Enterprise College) расположена в Челви. Это в пяти милях от знаменитого Виндзора - любимой резиденции королевы Елизаветы Второй. На небольшом пятачке ухоженной английской земли уместился, с одной стороны, роскошный замок, с другой - не совсем благополучный район. У англичан есть такой индекс - IDACI. Он показывает соотношение детей школьного возраста из семей с низким доходом к общему числу обучающихся. В Челви этот индекс составляет 0,36. Это означает, что каждый третий школьник в этом районе из семьи с низкими доходами. В Слау, который расположен рядом, этот показатель уже лучше - 0,28, а по стране он всего 0,22. Приблизительно треть учащихся школы получают бесплатное питание, и это гораздо больше, чем в среднем по школам Слау: там всего 14 процентов школьников пользуются дотациями. Многие в этом районе не просто пьют, они уже закоренелые алкоголики. Вторая серьезная беда - проституция.
Выходцы из 45 государств учатся в школе. По периметру актового зала висят флаги всех этих стран. В алфавитном порядке. Рядом небольшая информация - население, территория. Когда в школе появляется ученик из новой страны, флаги передвигают, перевешивают, чтобы не нарушался порядок. Так воспитывается уважение друг к другу и пробуждается интерес к чужой культуре. Российский флаг тоже есть на стене.
Культурное разнообразие расширяет детские представления о мире. И в то же время такое этническое разнообразие - проблема для школы, ведь семьдесят процентов детей разговаривают дома на родном, не английском, языке. Сорок процентов поступающих в седьмой класс демонстрируют знание английского языка на один уровень ниже национального показателя, а двадцать процентов - на два уровня. Количество тех, кто приходит в школу и не доучивается в ней, за последние годы уменьшилось. Но таких ребят все еще много. Так, только семьдесят процентов нынешних одиннадцатиклассников учатся в школе с седьмого класса. Мальчишек в этой школе вдвое больше, чем девчонок. В отличие от национальной тенденции результаты мальчишек здесь лучше, чем результаты девчонок.

О том, почему Slough&Eton School стала «выдающейся» школой
Ее Величества королевы школьный инспектор Рой Блечфорд сказал мне, что сегодня Slough&Eton School одна из лучших школ Англии. По итогам недавней проверки ей был присвоен статус «выдающаяся» (outstanding). Надо сказать, что каждая государственная английская школа раз в четыре года подвергается проверке Ofsted (Office for Standards in Education, Children,s Services and Skills). Команда из пяти инспекторов, один из которых является королевским инспектором, посещает ровно 41 урок 41 учителя, беседует с учащимися, членами управляющего совета и персоналом школы. Они изучают программу школы, ее политику, методы управления, анализируют собранные учебным заведением данные, в том числе и материалы самооценивания. В ходе проверки заполняется 270 анкет родителями, учениками и персоналом. Главная задача таких проверок - выяснить, насколько успешно работает школа. А это значит: удовлетворяет ли она потребностям всех без исключения учащихся? Насколько эффективно обеспечивает индивидуальный прогресс каждого ребенка? По итогам проверки школе присваивается один из четырех уровней: первый - выдающийся (outstanding), второй - хороший (good), третий - удовлетворительный (satisfactory), четвертый - не отвечающий требованиям (inadequate). По итогам последней проверки 12 процентов средних школ получили первый уровень, 39% - второй, 38% - третий, и 11% - четвертый.
Что же обнаружили инспекторы? Высокие результаты на тестировании и экзаменах. Они практически совпадают со среднестатистическими данными по стране. С поведением и посещением нет проблем. Здоровый образ жизни для большинства становится нормой. В школе работают высокопрофессиональные учителя, которые прекрасно знают свой предмет, умеют ставить четкие цели и эффективно используют различные ресурсы, включая информационно-коммуникационные технологии. Добиться успехов помог хорошо поставленный менеджмент. Чуть более трех лет назад школу возглавил Пауль МакЭйтер. Вместе с ним пришли два новых заместителя. Через какое-то время он поменял еще двоих заместителей и руководителей, возглавляющих предметные направления по математике, английскому языку, грамотности и исчислению. Две последние должности по-английски звучат очень красиво: Director of Literacy and Director of Numeracy. Пауль сформулировал для себя три первостепенные задачи: сделать так, чтобы учителя понимали, какой должна быть школа, которую они создают; чтобы учащиеся хотели учиться именно в этой школе; чтобы родители учились вместе с детьми, помогая друг другу.
- Мы думали все время, как сделать так, чтобы ребята учились с удовольствием, чтобы получали удовлетворение от достигнутых результатов. Мы делали все, чтобы они поняли: успех в жизни, полнота реализации своих возможностей зависит от того, как они сегодня учатся, - делился своими мыслями Пауль с московскими коллегами во время их посещения школы в начале октября. - В нашей школе равноценны все учащиеся независимо от их этнического происхождения и социального положения родителей. Мы учим их сотрудничать друг с другом, работать над решением проблем вместе, создавая атмосферу толерантности и хорошего настроения. Мы хотим, чтобы наши ученики умели мыслить креативно и аналитически, умели схватывать суть проблем.

О том, почему мобильники надо отключать и как добиться высокой посещаемости
Пауль МакЭйтер давно вывел для себя такую формулу: плохое лидерство или руководство ведет к плохой дисциплине, а та в свою очередь к плохим академическим результатам. Правила поведения в школе строгие. Расписано все в деталях. Запрещается приносить дорогие вещи. Не только потому, что их могут украсть, но и чтобы не демонстрировать разный уровень дохода. Мобильными телефонами можно пользоваться лишь на переменах. И только за пределами школьного здания. На уроке телефон должен быть выключен. У нарушителя телефон конфискуют и вернут родителям, когда они зайдут за ним в школу.
Школьная форма обязательна. Каждый день. В правилах подчеркнуто, что она обязательна не только в школе. Но и по дороге в школу и обратно. И тут же объяснено, что хорошо одетые школьники - хорошие послы школы. Никаких ювелирных украшений. За исключением пары сережек или клипсов для девочек и наручных часов. Не разрешается красить ногти и ходить с макияжем. Прическа должна быть опрятной, волосы если и покрашены, то в один тон, без каких-либо «перьев». Черный пиджак, черные брюки или юбка, белая рубашка, обязательно заправленная, черные туфли, никаких кроссовок или туфель, похожих на них. Дополняют ансамбль школьный галстук и герб, нашитый на левый грудной карман. Две последние детали туалета выдаются школой бесплатно. Четко прописаны и требования к верхней одежде. Кожаные пиджаки и теплые тренировочные куртки попали в список запретных предметов.
Родителей просят заботиться о том, чтобы их дети появлялись в школе вовремя, то есть за десять минут до начала занятий - в 8.20. Если по каким-то причинам ребенок будет отсутствовать на занятиях, родители обязаны позвонить в школу. Но этого звонка недостаточно. Когда ребенок снова появится в школе, он должен принести письмо, объясняющее, почему он отсутствовал, и передать его из рук в руки тьютору. Если родителям заранее известно, что в какой-то день их сын или дочь по каким-то уважительным причинам не смогут присутствовать на уроках, то им обязательно нужно заполнить специальную форму и оставить ее для директора. Неприятности начинаются в том случае, если учащийся пропустил шесть процентов занятий. Чем ниже посещаемость, тем хуже ожидаемые академические достижения. Родителей за низкую посещаемость детей могут оштрафовать, вызвать в суд и даже посадить в тюрьму. Кстати, в школе есть специальный служащий, который занимается мониторингом посещаемости и пунктуальности учащихся.
В начале учебного года каждый ученик получает специальный блокнот-пленнинг, эквивалент наших дневников, где он будет записывать домашние задания и другую информацию, связанную с учебным процессом, а также свои награды и поощрения. Носить в школу дневник надо каждый день. Родители подписывают его каждую неделю. Как и тьютор.

О том, как смягчить переход из начальной школы в среднюю
Пауль МакЭйтер считает, что переход из начальной в среднюю школу - это серьезное испытание для большинства детей. Его надо сделать как можно более комфортным, безболезненным. Поэтому за несколько месяцев до начала нового учебного года педагоги средней школы отправляются в местные начальные школы, которые поставляют им учащихся седьмого класса. Они не агитируют за то, чтобы дети шли именно к ним. У них и так классы переполнены. Они разговаривают с коллегами о тех ребятах, кто уже точно решил дальше учиться в Slough&Eton. Пытаются выяснить, что потребуется ребятам в средней школе, с какими особенностями могут столкнуться учителя. В летний семестр все будущие семиклассники проводят один день в своей новой школе, знакомясь с укладом, правилами, традициями, учителями и программой следующего года. Можно также записаться в двухнедельную летнюю школу, где пройдут консультации уже по всем будущим предметам.

О том, как родители узнают о результатах своих детей

В начале каждого учебного года для всех классов проходит тестирование по математике и английскому языку. С результатами так называемых gradecards знакомят всех родителей. Перед летними каникулами еще раз тестируют ребят и смотрят, в какую сторону изменились результаты. И снова информируют родителей. Показатели, как правило, меняются в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют результаты двух независимых проверок школы в нынешнем году: Ofsted и собственно англиканской церкви, под чьим патронатом находится школа. Обычно в семестр проходит одна встреча с родителями каждого года обучения, так называемый родительский вечер. На таких встречах обсуждаются конкретные проблемы и «полный школьный отчет».

О том, как родители тоже учатся в школе
Многие родители не умеют читать. Чтобы они были в курсе школьных новостей, придумали такой ход. Звуковое письмо размещают на школьном сайте. Учащиеся могут скачать его на телефон и дать дома прослушать. Кстати, школа учит не только ребят, но и их родителей тоже. Четыре дня в неделю с девяти утра и до восьми вечера работает специальная приемная для взрослых, которые хотели бы продолжить свое образование.

...Ровно в девять пятнадцать в приемной зазвонил телефон. Вежливый женский голос поинтересовался, сколько стоят курсы, на которых можно научиться работать на компьютере. Женщине ответили, что эти курсы бесплатные. Правда, там почти мест не осталось, они очень популярны. Но если она запишется сегодня, то есть шанс попасть на них. «Записывайте меня немедленно», - сказал голос в трубке. «Чем еще я могу вам помочь?» - поинтересовалась дежурившая на телефоне. «Ну я бы еще хотела улучшить мой английский». - «Тогда вам нужно связаться с Сахирой Тарик. Она отвечает за эти классы. И там можно выбрать группу по вашему уровню. Кстати, у нас есть бесплатные ясли, так что можете приходить с ребенком. Только нужно заранее зарезервировать место. Желающих оставить детей на время занятий много. - Дежурной показалось, что женщина не спешит заканчивать разговор, хочет еще о чем-то спросить, но как будто стесняется. - Знаете, у нас есть прекрасный курс для родителей с детьми. Как правильно готовить здоровую и вкусную пищу. Десять недель, и платить надо только 5 фунтов с семьи, даже если вы с тремя ребятишками придете. Платите только за ингредиенты». - «Я и так отлично готовлю. Зачем мне учится?» - «Понимаете, фишка этих курсов в том, что готовить вы будете новые блюда вместе с вашими детьми. А что есть лучше, чем открывать что-то новое вместе со своими детьми?» - «Я подумаю. Скажите мне, когда-то дома, на родине, хотя это и считалось больше мужской работой, я лепила из глины горшки, блюда, тарелки, кувшины, мне это нравилось. Глина была для меня живой. Я успокаивалась и забывала о боли прожитых дней, о несбывшемся счастье. У вас нет курса керамики? Я бы пошла». - «Есть и курсы, и печь для обжига». «Какой счастливый день, - сказала звонившая. - Спасибо вам. А детей у меня и в самом деле трое. И двое учатся в вашей школе. Может, и придем все вместе на курсы кулинарии». Дежурной показалось, что она видит, как женщина, окончив разговор, улыбнулась, подошла к окну и посмотрела на быстро летящие по небу облака...
Дневные курсы обычно рассчитаны на пять недель. Занятия раз в неделю по два часа. Темы разные, начиная с «Первых шагов в английском» и «Украшения кексов для начинающих». Пользуются популярностью такие занятия, как «Вязание для удовольствия», «Красивые глаза», «Шитье для начинающих», «Йога для женщин». Стоимость курса - несколько фунтов. Вечерние курсы уже более продвинутые, на них готовятся к сдаче на сертификат по уровню владения английским языком, математикой и грамотностью.

P.S. А пасту я так и не попробовал. До сих пор жалею. Под руками талантливого гончара из живой податливой глины рождаются уникальные вещи. Так и талантливый директор - из школы живой, не всегда податливой создает уникальный социальный институт.

Москва - Лондон - Москва

Фото Павла Кривоусова

NB!

Эта статья доступна для чтения также на английском языке /  You can read this article in English

http://www.mikebakereducation.co.uk/articles/91/a-russian-perspective-on-english-schooling