- Вступая последний раз в должность, чуть больше года назад, я сказал, что самой главной задачей на последующие 5 лет у нас будет воспитание, подбор и расстановка кадров.

- По-моему, это очень сложная задача. Она тесно связана с развитием системы образования. Мне очень нравится история с американцами, когда полетел Гагарин, у них случился страшный переполох. Написали в газетах: «У русских спутник, а у нас капустник». И мгновенно поменяли всю систему естественно-научного и математического образования, вложив большие деньги в реформирование. Какие, на ваш взгляд, серьезные проблемы стоят сейчас перед системой образования области?

- Упоминая американцев, вы совершенно справедливо заметили, что они вложили большие средства в реформирование конкретных образовательных областей. Конечно же, школа должна быть ориентирована прежде всего на изучение естественно-научных дисциплин, не забывая и о гуманитарном образовании. Кстати, практика показывает, что тот, кто сумел освоить технические науки, инженерные, математические, - он в конечном итоге может при необходимости проявить себя и в гуманитарной сфере. И это часто бывает. Когда мы начинали привлечение инвестиций в реальную экономику высокотехнологичных отраслей, мы понимали, что вопросом обучения персонала, подготовки кадров придется заниматься в первую очередь. Мы в принципе за все трудные годы не закрыли ни одного ПТУ. Но когда посмотрели на качество специалистов, которые дают наши ПТУ, то поняли, что их выпускники совершенно не годятся для работы на наших предприятиях. Это правда.

- И что вы сделали?

- Создали абсолютно новый по качеству образования учебный центр на базе одного из технических училищ, который специализируется на подготовке кадров для автомобилестроительного кластера. У него за пять лет уже более 5 тысяч выпускников. У нас есть профессионально-технические училища, которые столько специалистов не выпустили за десятилетие! Причем подготовка идет точечная, целенаправленная, именно на получение конкретных необходимых знаний. После окончания обучения они сразу идут на рабочие места и хорошо себя там проявляют. Им требуется всего два-три дня дополнительного практического обучения. Мы всячески развиваем дуальное обучение, когда студенты обучаются как в стенах учебного заведения, так и на предприятии. С каждым студентом такой группы заключается договор, в соответствии с которым он получает дополнительную стипендию, а после обучения приходит на завод. Впервые такая практика была реализована совместно с заводом «Фольксваген». Сейчас создаем похожий центр сельского хозяйства на базе Детчинского аграрного колледжа.

- Мне кажется, что самый большой плюс дуального обучения в том, что специалистов, когда они приходят на предприятие, не надо переучивать.

- Формула «Забудьте то, чему вас учили в институте, давайте учиться заново» в этом случае неприменима.

- Они уже готовы к конкретной работе. Им не нужно адаптироваться к новым условиям. Международное сравнительное исследование качества образования школьников PISA, в котором участвует и наша страна, не просто определяет уровень знаний, а показывает то, как ты можешь применить полученные знания на практике. Россия, к сожалению, последние 10 лет скатывается все ниже. Причина в том, что по большинству предметов в нашей школе дают информацию, которая не может быть нигде применена, знания оторваны от реальной жизни и повседневной практики.

- Вы знаете, в 80-е годы в нашей области родилась инициатива в сельских школах. По окончании школы ребята вынуждены были уходить всем классом работать на животноводческие фермы. Я видел, как катастрофически падает уровень знаний наших выпускников. У них пропал стимул учиться. Они потеряли мотивацию. Мне кажется, за последние двадцать лет у нас серьезно упало качество и студентов, и выпускников. Способствовали этому появляющиеся как грибы филиалы, где каждый желающий мог получить за небольшие деньги диплом.

- ...Но не хорошее образование.

- Вот именно. По уровню образования это были ПТУ, выдававшие дипломы о высшем образовании. Вот вам, пожалуйста, качество. Отпала необходимость трудиться в школе. Плюс к этому катастрофическое развитие коррупции при приеме вступительных экзаменов. Мы сейчас ругаем ЕГЭ, в нем есть огромное количество недостатков, но это была попытка если не победить, то уменьшить коррупцию. Потому что до введения ЕГЭ в вузах имел место конкурс родителей, а не конкурс знаний абитуриентов.

- Анатолий Дмитриевич, там была еще одна проблема: в 90-м году в московских вузах училось 25% москвичей и 75% приезжих из регионов. В 2000 году стало учиться 75% москвичей, 25% - из регионов. Потому что у многих просто не было средств на билет до столицы. ЕГЭ сыграл роль социального лифта, дав возможность ребятам из провинции поступить в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Я недавно слышал, как ректора Бауманского университета спрашивали коллеги: «А что ты отказался от подарка, который тебе делали в Калуге?» - «Какого подарка?» - «Так тебе же давали там потрясающее здание в центре города! Почему ты его не взял?!» Я не расслышал, что он ответил. Что это за история со зданием?

- Я предложил Бауманскому университету занять наше здание администрации в центре города под свой филиал. Они его изучили, оно не подошло им функционально. И тогда, чтобы у нас не было пустого разговора, мы договорились, что на территории университета построим им суперсовременный корпус площадью 10 тысяч квадратных метров.

- Я много езжу по стране, и куда бы ни приехал, одна из главных проблем - это реструктуризация сети общеобразовательных учреждений. Или, говоря обычным языком, закрытие сельских школ. Есть регионы, где этот процесс идет очень болезненно. Родители часто недовольны, когда закрывают маленькие школы, потому что до опорных школ ехать далеко, не всегда есть транспорт. Люди часто говорят, что если закроется школа, то и деревня умрет.

- Наши деревни исчезают не потому, что школы закрываются. А потому, что дороги отсутствуют, социальная сфера не развита, не хватает рабочих мест. Следом за ними, не как первопричина, а как следствие, идет закрытие школы. Я сказал: «Школу могут закрыть только родители. Больше никто». Если родители с этой инициативой не выступают или они не согласны, вопрос закрытия школы снимается с повестки дня.

- Но чтобы принять решение, родителям надо сравнить две возможности: что будет, если дети останутся в малокомплектной школе и если они станут ездить в крупную школу?

- А мы и даем возможность родителям все увидеть своими глазами, пощупать. Мы их привозим в школу, в которую предлагаем подвозить ребятишек. И, побыв там 2-3 часа, посмотрев условия, они, как правило, соглашаются. Я недавно получил письмо от жителей села, где есть малокомплектная школа. И они просят меня о том, чтобы мы побыстрее построили дорогу, по которой пойдет школьный автобус, потому что они тоже хотят, чтобы их дети учились в хорошей школе, которая построена рядом со станцией «Кудринская». Школьникам, которые там учатся, может позавидовать любая московская школа. Я сказал министру транспорта, чтобы ускорили строительство этой дороги, для того чтобы мог пойти школьный автобус.

- Калужская область чуть ли не одной из первых в России начала программу «Школьный автобус». Я знаю, что у вас что ни день, то делегации из разных регионов именно по этому вопросу.

- Да, за 8 лет у нас побывали гости из 60 регионов. Мы создали специальное государственное предприятие, которое так и называется: «Школьный автобус». Мы не стали раздавать автобусы по муниципалитетам. У них с ними море проблем возникает. То надо кого-нибудь в больницу отвезти, то картошку с огорода привезти, а тут стоит автобус: «Да ладно, ничего страшного, пусть отвезет». Раз отвезли, два отвезли - и детишек везти не на чем. У нас водитель автобуса подчиняется только директору предприятия. Ни глава администрации района, ни директор школы ему не указ. Более того, есть центральная диспетчерская, где на электронной карте отслеживается передвижение каждого автобуса в реальном времени. И водитель не имеет права никого взять к себе вместе со школьниками. С детьми должен ехать воспитатель, который забирает их у родителей, по дороге что-то полезное им рассказывает, а потом детей сдает родителям. Программа, конечно, дорогостоящая, но она нам как раз и помогает решать проблемы малокомплектной школы. Сегодня уже 4,5 тысячи километров дорог мы держим на строжайшем контроле, поддерживая их в исправном состоянии, что тоже польза для села.

- Анатолий Дмитриевич, скажите, все-таки будущее Калужской области связано с промышленностью или с сельским хозяйством?

- Сельское хозяйство всегда было, есть и останется важной отраслью для Калужской области, потому что рядом Москва, которая теперь к нам приближается, и ее надо кормить. Инвесторы начали приходить на село. Но там у нас другая проблема. Раньше земли разбазарили, и мы сегодня их не можем вернуть в оборот. Потому что те собственники, которые получили эти земли практически бесплатно, сами их не обрабатывают и не позволяют это делать другим. Это самое главное, что мешает сегодня развитию сельского хозяйства. Говоря о промышленности, мы выбрали инновационный путь развития. Мы сегодня уделяем первостепенное внимание развитию высокотехнологичных отраслей. И это всегда будет инициировать востребованность качественного образования. Меня очень радует, например, что сегодня в школах никого не надо агитировать изучать иностранные языки. Потому что знание иностранного языка обязательно для тех, кто хочет хорошо зарабатывать.

- Анатолий Дмитриевич, к концу текущего года вы собираетесь добиться, чтобы средняя зарплата учителей увеличилась до 19737 рублей, достигнув средней по экономике. За счет чего и как вы собираетесь это сделать?

- Почему к концу года? У нас такая зарплата у педагогов уже начиная с сентября. Но давайте по порядку. В результате перехода на новую систему оплаты труда произошел существенный рост номинального значения средней заработной платы учителей. До начала реализации проекта в 2007 году средняя заработная плата учителей в Калужской области составляла 8461 рубль. В 2008 году она была 11420 рублей, в 2009 году - 11599,2 рубля, в 2010 году - 14022. Если в рамках реализации проекта модернизации системы общего образования большинство регионов увеличивают фонд оплаты труда учителей на 30 процентов, то в нашей области он будет увеличен на 40,8 процента. На эти цели предполагается выделить из бюджета 435 миллионов 831 тысячу рублей. Таким образом, уже начиная с сентября средний размер заработной платы учителей в области достигнет уровня заработной платы средней по экономике и составит ту самую сумму, которую вы называли, - 19737 рублей. Важно, чтобы в школах посмотрели на качество учительского труда. Тот учитель, который стремится повышать свое профессиональное мастерство, который сам учится постоянно, а это тоже труд, должен получать гораздо больше, чем тот, кто приходит просто часы отбыть. Кроме того, мы договорились об оплате молодым учителям. Они должны получать не менее 15 тысяч рублей. Посмотрим, может быть, это повлияет положительно.

- А еще какие меры по поддержке молодых учителей предпринимаете?

- Разработали комплекс мер по осуществлению единовременных выплат. Так, молодым учителям, работающим в сельских поселениях, будет выплачиваться 30, 40 и 50 тысяч рублей соответственно в первый, второй и третий годы, а работающим в городских округах и городских поселениях - по 20, 30 и 40 тысяч соответственно. Данные выплаты распространяются на педагогических работников, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и находящихся в реестре молодых специалистов. Правом на ежегодные единовременные выплаты молодым специалистам в следующем году смогут воспользоваться 220 человек, а сумма выплат составит 6,5 миллиона рублей.

- Какова роль в становлении учителя, его поддержке профессиональных конкурсов, в том числе Всероссийского конкурса «Учитель года»?

- Я уверен, что настоящий учитель должен постоянно заниматься самообразованием, повышением своей квалификации. Мы разработали систему мер по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, связанную с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Мне кажется, что одна из возможностей повышения своего мастерства для учителя заключается в участии в профессиональных конкурсах. Конкурсное движение у нас широко развито. Ежегодно проводятся конкурсы «Самый классный классный», «Воспитатель года», «Лидер в образовании». Впервые провели областной конкурс «Молодой учитель года». Много педагогов выдвигают свои работы на премии и стипендии имени народного учителя России А.Ф. Иванова. Особо хочу сказать о Всероссийском конкурсе «Учитель года» - это настоящая школа передового опыта, лучших педагогических технологий и методик. Мы гордимся нашими участниками Всероссийского финала: учителем русского языка и литературы Мариной Ефимовой из Детчинской средней школы, учителем изобразительного искусства и черчения Натальей Макаренко из Обнинска, калужанками преподавателем биологии Еленой Клименко и учителем истории Еленой Миткиной. В этом году Калужский регион будет представлять учитель математики Сергей Кудрявцев.

- Анатолий Дмитриевич, я знаю, что с сентября в области начинает действовать закон о новых нормативах бюджетного финансирования. Насколько они увеличены? Какие проблемы можно будет решить, не откладывая в долгий ящик?

- У нас в регионе принцип нормативно-подушевого доведения средств до муниципальных общеобразовательных учреждений действует уже четыре года. Применение этих нормативов позволило объективно и прозрачно распределять финансовые ресурсы по образовательным учреждениям. Все нормативы с первого сентября увеличиваются на 40,8 процента. Всего нормативов у нас 39, они зависят от места нахождения школы, ступени общего образования, типов и видов учреждений, других факторов. Если в 2010 году средняя величина норматива составила 40082,9 рубля, то с нынешнего сентября уже 64233,7 рубля. Кстати, на 40,8 процента проиндексирован не только входящий в структуру норматива фонд оплаты труда, но и величина учебных расходов. Соответственно муниципальным образованиям будет дополнительно направлено около 40 миллионов рублей на модернизацию материально-технической базы школ, приобретение оборудования, технических средств обучения.

- Мне кажется, что при таком бурном появлении новых предприятий скоро в области наступит кадровый голод. Область-то маленькая, населения не так много. Что будете с этим делать?

- В область начали переезжать люди из других регионов. Мы на это и рассчитывали. Наши ожидания, к счастью, оправдались. Сегодня только одно обстоятельство сдерживает этот процесс - отсутствие достаточного количества жилья. Поэтому строительство жилья мы поставили во главу угла. И у нас в 2011 году намечается хороший прорыв в решении этого вопроса. К нам очень многие хотят приехать жить. У нас благодатный климат, великолепная природа. Теперь есть рабочие места. И второе: наши выпускники, получившие образование в Москве и других городах, тоже возвращаются обратно.

- Анатолий Дмитриевич, я уверен, что наше будущее зависит от тех, кто сидит сегодня за школьными партами. От ребятишек, которые будут реализовывать идеи, которые вы сегодня внедряете. Именно они будут продолжать все то, что вы делаете со своей командой. Но эти дети во многом зависят от учителей. Какими будут учителя в наших школах, таким будет и наше будущее. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель?

- Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Ведь со временем меняются и представления о работе педагога, и о качествах, которыми он должен обладать. Так, в 1925 году среди учеников школ страны был проведен опрос «Какими качествами обладает хороший учитель?». Учащиеся тех лет считали, что учитель должен давать хорошие знания и только потом быть вежливым, приветливым, добрым, терпеливым, интеллигентным, обладать чувством юмора. Недавние же опросы показали, что ученики отдают приоритет внешнему виду учителя. Учителя же ответили, что преподаватель должен уметь прощать своих учеников, а в работе педагога необходимы творчество и красноречие. Когда попросили назвать десять качеств, характеризующих учителя, большинство отметили такие черты, как любящий, толерантный, жизнерадостный, трудолюбивый, справедливый, честный, добрый, эрудированный, ответственный, приветливый. Респонденты считают, что 15 процентов успеха учителя зависит от его профессиональных качеств, а 75 - от умения работать с людьми и личностных качеств педагога. Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, не только умеет учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников, он должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе.

- В канун Международного дня учителя что бы вы пожелали нашим читателям?

 - Я хочу пожелать, чтобы у всех, кто занят в этом благородном труде, был свой личный успех. И если это будет так, то будет успех у всей нашей системы образования. Общество сегодня очень в этом нуждается. Вы правы, будущее находится в руках сегодняшних школьников. А значит, в руках наших учителей. Я хотел бы попросить прощения у них за то, что общество пока неадекватно оценивает труд учителя. И вместе с тем попросить увидеть то, что общество все-таки постепенно разворачивается к педагогам лицом. И труд их начинает больше оцениваться, и огромные средства вкладываются в компьютеризацию учебных заведений, в школьные автобусы, в ремонт и строительство новых школ. Это все во имя совершенства системы образования. Хотел бы пожелать всем здоровья, счастья и успехов.

Интервью провел Петр Положевец, главный редактор "Учительской газеты"