​VIII Международная научно-практическая конференция "Аутизм. Вызовы и решения" посвящена широкому кругу вопросов, связанных с РАС. В этом году событие проходит с 22 апреля по 25 мая в формате прямого эфира, который с помощью интернета обеспечивает связь с докладчиками, живую дискуссию, ответы на вопросы. 12 дней и 12 тематических блоков. 49 лекций и докладов. 2 мастер-класса и 2 дискуссии с онлайн-трансляцией. 58 докладчиков из 6 стран. 

Трансляция 27 апреля была посвящена обучению через наблюдение у детей с РАС; решению математических примеров; работе с повторяющимся поведением у детей с РАС, а также предоставлению услуг прикладного анализа поведения через приложения Telehealth.

Что такое обучение через наблюдение? 

На этот вопрос отвечали Евгения Чульжанова, Марина Приходченко и Надежда Горбунова, специалисты АВА-центра из Новосибирска. Доклад экспертов был посвящен формированию и применению навыка "обучение через наблюдение" (Observational learning) с применением методов прикладного анализа поведения (ПАП) у детей с РАС. Специалисты рассказали о том, как навык "обучаться через наблюдение за сверстниками" влияет на способность детей взаимодействовать друг с другом, и о том, каким образом можно выстроить процесс обучения в группах детей с РАС с разным уровнем коммуникативных и когнитивных возможностей. Доклад состоял из обзора научной литературы по теме и описания эксперимента, который проходил в новосибирском АВА-центре. Его участниками стали воспитанники центра. Новосибирские специалисты решили выяснить, способны ли дети обучаться через наблюдение за нейротипичными (неврологически типичными) сверстниками.

Во время проведения эксперимента педагоги работали с разновозрастной группой воспитанников центра, которые обучались спортивной эстафете через наблюдение. Она включала выполнение нескольких упражнений с мячом в определенной последовательности. У эксперимента было несколько этапов, результаты каждого отдельного ребенка фиксировались в виде схем и таблиц, видеоматериалов. В процессе выступления зрителям демонстрировались фрагменты записей этих занятий. В итоге педагоги научили детей эстафете, которую воспитанники с РАС сумели выполнить без подсказок, соблюдая очередность. 

– Мы можем быть разными, но делать одно дело, помогать друг другу. Все справились – и взрослые, и дети. Мы находились в одном процессе, – резюмировала тренер воспитанников Надежда Горбунова. Неожиданным бонусом эксперимента стало то, что дети начали помогать друг другу. Такое, подтверждают эксперты, на их памяти произошло впервые. Один из ребят потерял мячик во время выполнения задания, второй ребенок подал этот мячик. Один из мальчиков помог другому встать на нужное место. Казалось бы, ничего особенного, но для детей, о которых принято думать, что они не способны несколько минут внимательно слушать, не умеют взаимодействовать спонтанно с другим человеком, это настоящий прорыв. 

– Необходимый навык в инклюзии – обучение через наблюдение. Без этого навыка детям с РАС сложно адаптироваться в среде нейротипичных сверстников, – напомнила участникам конференции Евгения Чульжанова. 

Эффективная стратегия

О том, как научить детей решать примеры по математике, рассказала эксперт из Москвы Мария Сандалова. Она презентовала стратегию обучения детей с РАС математическим навыкам в части решения примеров на сложение и вычитание в пределах первой сотни. Новый способ основан на методике академика Зайцева, но адаптирован под особые образовательные потребности с помощью методов прикладного анализа поведения. Материалы для успешного обучения были представлены во время доклада. Эксперт уверена, что освоение ребенком счета - важная задача, с которой по силам справиться даже неговорящим детям. 

– Я против того, чтобы дети считали на пальцах. Это не одобряется в нашем обществе. Мы можем научить детей считать. Это необходимо, – уверена Мария Сандалова.

Она предлагает для начала использовать треугольники с фишками – их в каждом треугольнике умещается десяток. Такая визуализация, по мнению эксперта, позволяет освоить счет с переходом через десяток, считать в пределах сотен и тысячи, автоматизировать навык счета. От визуальной поддержки кто-то из учеников сможет отказаться, для других она останется, возможно, необходимой.

Поведение, которое повторяется

Екатерина Жесткова – сертифицированный аналитик поведения  (Board Certified Behavior Analyst, BCBA). Она рассказала о повторяющемся поведении. Для родителей детей с РАС подобные проявления – это то, с чем так или иначе они сталкиваются практически каждый день. 

– Повторяющееся поведение принято относить к категории проблемного. И действительно, желание идти всегда направо и никогда налево, носить зимнюю куртку летом и держать все двери открытыми может крайне затруднять не только включение в среду сверстников, но и простое перемещение по улице, – констатирует специалист. 

Нередко кажется, что подобное поведение – это константа, к которой необходимо приспособиться, поскольку ничего поделать уже нельзя. Концепция раннего вмешательства, которой владеют специалисты, позволяет облегчить положение дел и выработать новый стереотип у ребенка. Иногда это не просто облегчает пребывание ребенка дома, но и позволяет продолжить обучение, сделать контакт более качественным с точки зрения овладения новыми знаниями и навыками. Так, слушатели семинара увидели несколько историй детей, которые на этапе раннего вмешательства, смогли скорректировать поведение школьника. Сначала мальчик обучался в коррекционном классе с 20 учениками, но из-за того, что он выкрикивал с места, его перевели в класс с меньшим количеством учеников. После того, как он оказался в группе с тремя учениками, обучение по-прежнему вызывало сложности из-за выкриков. Специалисты сумели найти выход в решении этой задачи. Выкрик заменили на двигательную активность – хлопок руками. Таким образом, ребенок получил шанс на продолжение обучения.

Специалистам важно знать, как справляться с повторяющимся поведением детей и знать о его причинах. Причины нередко обусловлены потребностью или сложностью ребенка, понять которую возможно с помощью прикладного анализа поведения.

Медицина из телевизора?

Как бы это ни звучало абсурдно, но сегодня дистанционная помощь – один из серьезных ресурсов. Это подтверждает и доктор Джой Поллард (Joy Pollard), Ph.D., BCBA-D – сооснователь Институт изменения поведения (Behavior Change Institute), директор по клинической работе. Она получила степень Ph.D. по направлению Disability Disciplines со специализацией в прикладном анализе поведения, а опыт клинической работы приобрела, занимаясь с детьми в домашних условиях, в специализированных центрах, школах и интернатах. Доклад эксперта "Предоставление услуг прикладного анализа поведения через приложения Telehealth" помог по-новому взглянуть на возможность взаимодействия в условиях, исключающих физический контакт в кабинете.

Джой Поллард работает на факультете психиатрии и поведенческих наук Стэнфордского университета, где супервизирует клинические исследования, участниками которых являются дети с РАС и нейрогенетическими синдромами. Исследования и клиническая практика доктора Поллард во многом нацелены на расширение возможностей специалистов и внедрение приложений для дистанционной работы ("телемедицина" (Telehealth)), с целью повышения доступности необходимого с медицинской точки зрения вмешательства на основе метода прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis, ABA) для людей, проживающих в географически удаленных и изолированных районах. Именно доктор Поллард разрабатывала инструкции по дистанционному формату АВА-терапии. Она написала Руководство по применению телемедицины для Совета по услугам для аутизма (Council of Autism Service Providers, CASP), которое ляжет в основу сервиса Telehealth в США. Более 10 лет работы убедили Джой Поллард, что работа на расстоянии с пациентами и их семьями может быть эффективна. Сеанс через интернет, разговор по телефону, консультация с помощью записи – аудио или видеофайла, ответ доктора онлайн или с помощью такого же файла – вот лишь некоторые возможности, которые уже используются при работе с пациентами в США. Таким образом с помощью технологий удается ликвидировать неравенство доступа к услугам.

Справочно:

Конференция "Аутизм. Вызовы и решения" — лидер в пространстве научных и просветительских мероприятий по теме аутизма в Российской Федерации. Восьмой год этот масштабный форум собирает врачей, педагогов, психологов, организаторов здравоохранения и образования, специалистов смежных специальностей со всего мира. В силу исключительных обстоятельств, вызванных распространением COVID-19, оргкомитет был вынужден изменить формат мероприятия. Конференция проходит с 22 апреля по 25 мая в онлайн-формате, что позволяет не только сохранить международное участие, но и увеличить охват аудитории.

Доклады, лекции, мастер-классы от отечественных специалистов и зарубежных ученых представят проблему аутизма во всем множестве подходов. В числе тем: обучение навыкам и коррекция поведения, инклюзивная среда, медико-биологическая сторона аутизма, роль семьи в реабилитации, развитие пациентского (родительского) движения, проблемы взросления лиц с аутизмом и их социальной интеграции, вопросы трудоустройства и продуктивной занятости. Среди зарубежных докладчиков можно услышать ученых, исследующих области генетики, неврологии, молекулярной биологии и нейробиологии аутизма. Эксперты из области поведенческих наук и деятельностной педагогики представляют новейшие, научно-доказательные подходы к обучению лиц с РАС – от раннего вмешательства до функционального обучения взрослых с аутизмом. Конференция подготовлена совместно с Американским Институтом исследований аутизма.

Фото из архива организаторов конференции "Аутизм. Вызовы и решения"