​На ММСО-2020 работают 10 конференц-залов, а формы проведения мероприятий самые разнообразные: круглые столы и панельные дискуссии, разбор кейсов и представление практик, мастер-классы, практики работы на будущее, конференции. Ежедневно проходят презентации различных проектов, а вечером зрителей приглашает сетевой киносеанс "Свободная школа".

Немалое число онлайн-посетителей собирает специальная площадка "Час региона", на которой целые команды из республик, краев и областей нашей страны делятся своим опытом. Выступления запланировали около 15 регионов – Карелия, Москва, Самарская, Ульяновская, Ленинградская области, Алтайский край, Нижний Новгород и другие. В новых условиях существования это оказалось очень востребовано, например, 27 апреля, самой поздней трансляцией дня, закончившейся уже в девятом часу вечера, стала панельная дискуссия команды Вологодской области на тему "Трансформация системы образования Вологодской области в условиях пандемии. Эффективные управленческие решения".

Модератором дискуссии был заместитель министра образования Московской области Илья Бронштейн. Он задал вопрос о том, как конкретные образовательные организации встраиваются в новую онлайн-реальность. Так ли всё идеально выходит на практике, как пишут на бумаге? И насколько директора школ и других образовательных организаций чувствуют поддержку управленцев? О проблемах перехода на дистанционное обучение сказано немало, а представители Вологодской области в своих выступлениях сосредоточились на позитивном опыте. 


Антон Муромцев, директор Центра образования имени И.А. Милютина города Череповца:

– Да, действительно, поддержку мы чувствуем. Не могу сказать, что все 100% детей сегодня в режиме онлайн-дистанта, но и их мы постарались вовлечь в активную деятельность в рамках дистанционного обучения, используя даже обычный телефон.

Хочется сказать о том, что данная ситуация принесла нам сегодня. Во-первых, это оперативность. Как мы стали оперативно доступны на 100% для родителей, так и органы управления образования стали также доступны. Мы получаем вопросы от родителей постоянно и если не можем ответить на все, то стараемся это сделать через чат директоров и другие средства коммуникации. Как показывает практика, нам удалось настроить удачные средства коммуникации, во многом благодаря тому, что мы онлайн-обучение запустили в тестовом режиме еще в рамках каникул. Обучить педагогов было мало, нам надо было еще обучить детей и родителей. Для этого мы использовали возможности самых разных платформ. И мы здесь не ограничивались онлайн-уроками. В рамках первой недели мы провели онлайн родительские собрания. Чтобы привлечь детей, особенно в начальной школе, надо было научить родителей.

Еще один очень важный момент, о котором хотелось бы сказать. Мы долгое время сожалели о том, что школа оказалась оторванной от семьи. Если вспомнить советскую практику, педагоги могли прийти в семью, посмотреть на социальные условия, то потом это из нашей повседневной жизни практически ушло. А теперь благодаря дистанционному обучению это снова появилось. На самом деле это замечательный инструмент выстраивания грамотной коммуникации. Потому что учителя-предметники зачастую оторваны от реальности своих детей в классе, они их видят и судят исключительно по тетрадям и общению с ними в классе. А тут реальная возможность получить обратную связь от самих детей и их родителей.

Самое важное было в том, чтобы наладить оперативную связь. Лично я регулярно выходил на связь и записывал обращения для родителей и постоянно находился на связи с нашими родительскими советами, и они имели возможность задать вопросы.

Нужно сказать про технические проблемы. Здесь мы тоже решили пойти на опережение и использовали то оборудование, которое есть в школе – у нас новая современная школа, и были ноутбуки, которые мы могли выдать ученикам, и родителям. И мы на первой неделе дистанта эти технические средства ребятам выдали.


Лариса Лукичева, директор вологодской школы № 26:

– Дистант нагрянул неожиданно, и для нас это не стало чем-то страшным и шоковым. Так получилось, что основной позицией нашего коллектива в рамках повышения квалификации учителей является профессиональное взаимодействие. И мы имеем очень много друзей-школ по всей нашей стране. Мы очень любим ездить на образовательные стажировки, чтобы расширять свое информационное поле. В 2014 году мы были в Ижевске в 97-й школе у Ахтама Чугалаева, и он познакомил нас с дистанционным обучением. Мы поняли, что в программу развития нашей школы вливается новый проект дистанционного обучения, который позволит нам вывести на пятидневную учебную неделю пятые и шестые классы. В течение полугода мы проводили большую подготовительную работу – разъяснительную с родителями и вели обучение родителей, детей и педагогов. И с 2015 года пятые и шестые классы у нас по субботам вышли на дистанционное обучение. Таким образом, на сегодняшний деть наши дети с пятого по восьмой класс обучены дистанционному обучению, и родители любят дистанционное обучение – те, которые через него уже прошли.

У нас была создана своя платформа в облачной технологии Google, у наших детей уже были пароли и логины, а особенностью было то, что педагоги делали свои уроки сами. Они использовали разные ресурсы и составляли урок именно в том учебно-методическом комплекте, в котором они работали. Поэтому когда "дистант грянул", мы, в принципе, отреагировали спокойно и начали дальше работать.

Какая самая главная задача должна была встать для любой администрации школы? Это задача управления коммуникациями. Нужно было четко наладить работу с учителями, родителями и учениками. И мы составили чек-листы для каждого участника образовательных отношений, где все четко понимали алгоритм действий, который будет необходим при его работе. Таким образом, все знали, что надо делать, кому звонить и как это организовывать. Кроме этого, у нас сразу появилась целая группа консультантов-педагогов, которые уже не один год работают в этом, и они взяли индивидуально шефство над учителями старшей возрастной группы, и являются консультантами этих педагогов до сих пор. Работают они в парах, поэтому все возникающие у педагогов вопросы решаются в обычном режиме.

В принципе, дистанционное обучение – это зона роста, потому что она нам очень много позволила увидеть. В нашей области действительно очень много сделано департаментом образования и Вологодским институтом развития образования, наши педагоги все свои консультации как учителя-предметники получают. Мы четко держим руку на пульсе. У нас тоже создан чат всех классов, всех педагогов, чат администрации школы… Но как бы мы все это хорошо не делали, нужно обязательно спросить у детей и родителей, насколько мы это делаем хорошо. Поэтому родительское онлайн-собрание проведено, его запись выложена во все группы классов, мы получаем определенные вызовы дальше и в режиме нон-стоп их решаем. Родители могут задать любой вопрос в любое время. 

Мое твердое убеждение, что из дистанционного обучения мы обязательно вернемся в формат очного, но мы вернемся в плюсе и обязательно будем расширять дистанционное обучение там, где это будет необходимо.


Ирина Дарманская, директор Вологодского колледжа связи и информационных технологий:

– Система профессионального образования вошла в дистант чуть раньше школ, потому что в школах были каникулы, у нас их нет, и мы с 17 марта в системе дистанционного обучения. Мы определили для себя основные информационно-образовательные электронные ресурсы, в которых будем работать. Нам, наверное, проще, чем другим колледжам, потому что мы – колледж связи и информационных технологий, и мы с системой дистанционного образования работаем уже в течение четырех лет на платформе Moodle. Большим подспорьем сейчас является информационная платформа "Система электронного обучения Академия-Медиа", в которую зашел регион через лицензионное соглашение, заключенное с департаментом образования. Мы используем сегодня разнообразные электронные библиотеки, у нас их достаточно много, потому что наши образовательные программы, которые мы реализуем в колледже, разносторонние, и ни одна электронная библиотека не содержит весь контент, который необходим колледжу.

Мы с коллегами провели обсуждение всех предполагаемых рисков, и на сегодня в системе Moodle сформирован весь пакет программных продуктов, которые мы сегодня используем с нашими студентами. У нас тоже есть рабочие чаты, идет обсуждение всех проблем, которые открываются перед нами. Но если говорить о том положительном опыте, который мы возьмем, хочется сказать, что родители наших детей стали к нам ближе!

Система профессионального образования особенная. Родители считают, что ребенок уже взрослый, и он может сделать все сам, то сегодня мы получаем от родителей вопросы, которые вместе с ними решаем. Поэтому ситуация, в которую мы сегодня вошли, так же, как и систему общего образования, поднимет нас несколько на другой уровень.

Ольга Проничева, руководитель Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Импульс" Вологодского многопрофильного лицея:

– У нас жизнь тоже не останавливается. Сейчас мы провели дистанционную профильную смену по английскому языку, получили большой отклик. Хочется сказать, что дистанционное обучение выявляет высокомотивированных детей, потому что здесь как раз и проявляются дети, способные работать много и качественно. Большинство конкурсов у нас проходит именно через систему дополнительного образования детей, и сейчас они переведены в дистанционную форму. Сейчас много конкурсов и много курсов открыто, когда к детям стали ближе профессионалы. Министерство просвещения запустило курс, где ребятам не только оказывают помощь в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, но где и организуются интересные встречи с людьми, достигшими высоких результатов в своей жизни. Этот порыв общения и опыт, который приобретают дети, очень много им дает.

Фото автора