​Дистанционное образование, к слову, в нашей стране практикуется не впервые. Регулярно с началом эпидемиологического сезона по гриппу и ОРВИ школы закрываются на карантин. Однако, несмотря на это далеко не все школы и учителя оказались готовы к работе в таких условиях. Педагоги говорят о существующих проблемах.

Аида Б., преподаватель информатики одной из школ Екатеринбурга:

– Ситуация меняется каждый день. Сначала нас предупредили: готовьтесь к карантину. Потом был звонок из районного управления образования: карантин в чистом виде не объявляем, свободное посещение. На один день школу все же закрыли, чтобы качественно все помыть, почистить, продезинфицировать. А завтра уже принимаем детей, но по желанию.

Получается, у педагогов возникает двойная нагрузка: проводить традиционные уроки с теми детьми, которые придут в школу, и подготовить задания в формате онлайн. Оказалось, что дистанционное обучение, о котором так много и давно все говорят, на деле не развито. Я тоже не очень понимаю, как обучать информатике на расстоянии. Или рисованию? Или физкультуре?

Неизвестно, сколько продлится неясная ситуация с обучением, но пока я решила давать теоретические задания. Практику же, конечно, желательно проводить очно, на компьютерах. Возможно, классы будут поделены на маленькие группы, которые будут приходить на практические уроки по очереди, чтобы не собиралось вместе большое количество детей.


В этой непростой ситуации мы попросили учителей из разных регионов России поделиться своими приемами работы и используемыми ресурсами в подобных условиях. 

Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы Плехановской школы Грязинского района Липецкой области, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2019:

– В школах области объявлен карантин, и у нас идет дистанционное обучение. Мы работаем с электронным дневником и электронным журналом, а все домашние задания, которые учитель оправляет ученику, тот может смотреть в электронном виде. Я использую платформу «Учи.ру» для учеников шестого класса и сайт «Решу ЕГЭ» для учеников старшего звена, потому что у нас идет подготовка к единому госэкзамену, и так как карантин попал на время подготовки, я решила использовать его для нашей с ребятами пользу. Мне нравится ресурс «Российская электронная школа». Если письменная работа, дети отправляют мне отсканированные работы в WhatsApp, я проверяю и отправляю результаты им обратно. При желании эту работу нетрудно организовать. Я даю на выполнение задания определенный промежуток времени, и ребенок сам распределяет, когда он выполнит. Например, шестому классу я даю задание на три дня. Ребята выполняют по мере своей готовности и отправляют мне. Есть задания творческого характера: написать заметку, характеристику героя, аннотацию к книге, которую прочитал – вариантов много. Ориентируюсь на календарно-тематическое планирование.

В 10-11-х классах мы работаем с сайтом «Решу ЕГЭ», это тестовая часть, на выполнение которой я даю три-четыре дня. Дети могут спрашивать у меня совета, мы общаемся постоянно. Если пишем сочинение, дети мне его отправляют, я проверяю, делаю заметки и комментарии и высылаю им обратно. То есть, дистанционно я держу с ними тот же контакт, как на обычном уроке.

Что касается Интернета, в сельской местности это проблема. В некоторых семьях, точнее, в некоторых домах, Интернета нет, такое возможно даже при хорошо развитой инфраструктуре, как у нас. Интернет есть не у всех. В таких случаях мы общаемся с детьми по телефону. Я даю задание, а ребенок отправляет мне смс-сообщение, или находит возможность воспользоваться Интернетом у своих друзей и знакомых. В принципе, главное – старание, должно быть желание учиться. Я говорю ребятам, что многое зависит от того, с кем вы себя ассоциируете: если с человеком, кому безразлично свое будущее, то ваша подготовка не будет качественной. А если вам нужны знания, и для вас важно ваше будущее, то надо заниматься, даже во время карантина. Это ребят мотивирует.


Марина ЗЕЗКОВА, учитель французского языка гимназии № 171 Центрального района Санкт-Петербурга, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019:

– По моему предмету возможностей для дистанционного обучения не так много, чаще я обращаюсь к оригинальным иноязычным сайтам, где много видеоуроков, тестов, курсов для изучающих язык. Из рекомендованных для меня самым востребованным является «Российская электронная школа». Мне нравится обращаться к опыту коллег, анализировать их решения, и у меня появляются свои идеи, позволяющие создавать что-то новое, интересное. Воспользоваться контентом РЭШ можно не только для подготовки к занятиям, но и мероприятиям, классным часам, внеурочным мероприятиям.

В настоящий момент Санкт-Петербургский Центр оценки качества и информационных технологий подготовил доступ для всех учащихся и учителей доступ к городскому порталу дистанционного обучения. Уверена, что это будет полезный опыт.


Екатерина ЛИБЕРЦЕВА, учитель информатики, заместитель директора лицея №1 Петрозаводска:

– Очень хорошо, когда у школы, муниципалитета или региона есть сайт дистанционного обучения, тогда всё проще: зарегистрировался на ресурсе и используй. Это очень редкий вариант развития событий. Разработка полноценного дистанционного курса – дело нелёгкое, время- и трудозатратное. Хотя опыт создания небольших дистанционных курсов на сайте Eliademy у педагогов нашего лицея есть. Сейчас доступ к сайту в России ограничен, что нередко случается с бесплатными ресурсами. 

Есть хорошие платные платформы дистанционного обучения для школ – курсы с высокой экспертной оценкой, но на оплату их у школ нет статьи бюджета, а брать с родителей деньги на бесплатное образование не принято. Хотя, например, на время карантина «Фоксфорд» открыл все свои ресурсы для школьников на две недели. Есть и бесплатные и условно бесплатные платформы: «Учи.ру», «РЭШ», «ЯКласс». На «Учи.ру» разработаны интерактивные упражнения по всем предметам для начальной школы, много курсов для средней и старшей школы. Количество заданий, которые может выполнить ученик за один день регламентированы нормами СанПиН, при ошибочном выполнении ученик получает ещё задания, пока не научится выполнять его правильно. Сейчас на сайте опубликована инструкция, как с помощью платформы и других средств организовать в школе дистанционное обучение. Использовать только "Учи.ру" невозможно, так как на платформе отсутствует теоретический материал. Портал "Российская электронная школа" – бесплатный ресурс, содержащий готовые уроки, построенные в логике ФГОС. Каждый урок содержит блок целеполагания, видеоматериал, задания на отработку, контрольные задания двух вариантов. Педагоги нашего лицея активно используют этот ресурс и вне карантина. Но мы столкнулись с трудностью: например, даже если учитель зарегистрировал и "прикрепил к себе" учеников, он не видит результатов выполнения ими работ. Проблему мы решили с помощью скриншотов: ребенок, выполнив задание, делает снимок экрана и отправляет его учителю.

Ни один ресурс не идеален для учителя. Поэтому эффективный учитель будет использовать элементы дистанционного обучения в том объёме, который необходим. Существуют конструкторы дистанционных уроков, я их не использую. Просто создаю документ с гиперссылками на ресурсы и инструкцией, что делать. В своей практике, кроме перечисленных выше, я использую сайт interneturok.ru. На нем есть очень качественные ролики по всем предметам, но часть контента доступна только по платной подписке. Интерактивные упражнения есть на платформе learningapps.org. На сайте можно создавать свои упражнения или использовать готовые, но их нужно обязательно проверять. Есть возможность создать класс и назначать задания ученикам. Единственный минус – задания недоступны в офлайн-режиме. Для контроля знаний использую конструктор тестов master-test.net – бесплатный удобный сервис с большим количеством настроек.

Немаловажную роль в организации дистанционного обучения играет способ взаимодействия "учитель-ученик". Необходимо чётко договориться, как, когда, каким способом будут высылаться инструкции; когда, куда, в каком виде сдавать работу. Здесь взаимодействие может быть организовано как через электронный журнал (дневник), так и через социальные сети или мессенджеры.


Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель русского языка и литературы, немецкого языка, МХК школы № 75 города Воронежа, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2012:

– Один из самых простых способов организации дистанционного обучения – это использование всевозможных образовательных платформ, например, «Электронная школа», и бесплатных видеоуроков, доступных, в YouToube. Выглядит это примерно так: учитель рассылает детям ссылки на видеоуроки, которые нужно посмотреть и на задания, которые необходимо выполнить.

Лично я создаю собственные обучающие видео, составляю тесты с помощью форм Google и рассылаю их своим ученикам. После того, как тесты выполнены и проверены, я записываю видео с подробным анализом каждого тестового задания.
Такой подход помогает эффективно готовить школьников к ЕГЭ даже в условиях карантина. Проблема лишь в том, что не все дети умеют организовывать своё учебное время вне школы, поэтому функцию контроля за систематичностью и самостоятельностью выполнения заданий должны возложить на себя родители. В противном случае дистанционное обучение может оказаться предельно формальным, а, значит, неэффективным.


О том, с какими проблемами сталкиваются родители при введении дистанционного обучения в школе и как их решить, читайте в нашем следующем материале по теме.

А какие приемы помогают организовать дистанционное обучение вам? Есть ли трудности, с которыми сложно справиться? Делитесь своим опытом и проблемами в комментариях! Поддержим друг друга в непростой ситуации!

Читайте также:

Минпросвещения представило список онлайн-ресурсов для дистанционного обучения http://www.ug.ru/news/30190

Минпросвещения рекомендовало использовать РЭШ для дистанционного обучения http://ug.ru/news/30186

Как будет организована работа школ, ЕГЭ и ВПР в условиях карантина http://ug.ru/article/1168

Фото Вадима Мелешко