​Не отрицая, что для детей важно учиться в современных зданиях, Ассоциация сельских школ Карелии обращает особое внимание на то, что само наличие школы в негородском поселении – это гарантия того, что село, поселок или деревня имеют шанс на выживание.

14 февраля в Петрозаводске прошел День сельской школы, собравший более 70 участников из разных районов республики. В рамках него состоялся круглый стол "Проблемы и решения в режиме текущего времени". На нем обсуждалась оптимизация сельских школ в Карелии, увольнения директоров, дефицит кадров, материально-техническая база, необходимость строительства новых школ и вопросы оплаты труда.

По итогам эксперты Ассоциации сельских школ, среди которых представители вузовского сообщества, педагоги и руководители образовательных организаций, подготовили документ, обозначив в нем главные проблемы негородского образования и пути их решения.

Как рассказала исполнительный директор ассоциации Зинаида Ефлова, документ направили в Правительство РК, Законодательное Собрание РК, Министерство образования РК, отделы образования администраций районов и сельские школы. Текст предложений Ассоциация сельских школ прислала и в "Учительскую газету". Приводим его с незначительными сокращениями.

Предложения участников круглого стола "Проблемы и решения в режиме текущего времени"

Реорганизация сети сельских школ  

Ассоциация сельских школ Карелии положительно оценила приостановку, большую корректность действий местных администраций в решении судеб малокомплектных школ, рост активности местного населения в решении этих проблем, участие и попытки компромиссного решения вопросов со стороны органов регионального управления образованием, Уполномоченного по защите прав ребёнка в РК, Общественной палаты РК.

Однако реорганизация сети сельских образовательных организаций в сельской местности РК по-прежнему является проблемой, причём не только сферы образования, но региональных и муниципальных властей, национальной политики, культуры, социальной защиты населения республики. Жизнедеятельность сельских школ остаётся неустойчивой, зачастую зависящей от субъективных представлений, отношений и поспешных действий органов управления. За прошедший год неоднократно возникали ситуации социального напряжения.

Необходимо последовательное региональное сопровождение и общественный контроль решений относительно судьбы каждой сельской образовательной организации. В приоритете реорганизации следует ставить педагогические (интересы детей и семьи) и социальные аспекты (социальное благополучие села), и лишь затем – потенциальные экономические эффекты от преобразований. Необходимо уважать мнение сельских жителей и оберегать достоинство сельской школы – её историю, прежние достижения и жизнестойкость в настоящее время; ценить и благодарить людей за труд. Важен и полноценный анализ результатов состоявших реорганизаций, а если требуется, то и исправление ошибок.

Смена руководителей сельских школ

В Ассоциации сельских школ Карелии уверены, что руководитель образовательной организации – это не просто управленец-менеджер, а прежде всего, педагог, социальный лидер и авторитет для педагогического и детского коллективов и местного сообщества. Его назначение и увольнение имеют важнейшее воспитательное значение и не могут проходить по формальной схеме. Примеры неудачных решений – смену руководителей школы №2 города Пудожа и школы №1 поселка Шуя Прионежского района, где накануне 23 Февраля уволили директора Андрея Анастасьева.

В ассоциации предлагают поставить на специальный управленческий и общественный контроль кадровые перестановки руководителей сельских образовательных организаций. Директора и педагоги сельских школ готовы совместно с депутатами Законодательного Собрания РК инициировать и начать работу по внесению изменений в федеральное законодательство о том, что назначение и увольнение руководителей образовательных организаций может осуществляться при согласовании с педагогическим коллективом и родителями обучающихся.

Дефицит кадров и программа "Земский учитель"

Результаты прошедшего года показывают рост дефицита педагогических кадров в городах и сёлах республики. Тенденция закрепилась – налицо кадровый кризис

Предложений по решению проблемы несколько: во-первых, провести качественный анализ, составить долгосрочный прогноз, разработать специальную программу подготовки педагогических кадров для региона в вузах и СПО; во-вторых, принять оперативные решения об увеличении набора обучающихся на педагогические направления Петрозаводского государственного университета и Петрозаводского педагогического колледжа; в-третьих, разработать и реализовывать программы дополнительного образования, переподготовки педагогических кадров в Карельском институте развития образования, ориентированные на запросы сельских школ; в-четвертых, предусмотреть возможность участия в программе "Земский учитель" выпускникам вуза и СПО 2020 года. Нужна региональная программа, предполагающая много разных вариантов решения проблемы педагогических кадров.

Материально-техническое состояние и строительство

Сельские учителя поддержали инициативу губернатора Кировской области Игоря Васильева о смягчении требований СанПин к сельским образовательным организациям с учётом их реальной ситуации и возможностей.

Положительную оценку профессионального сообщества получили планы строительства новых школьных зданий в поселках Деревянка Прионежского района и Луусалми  Калевальского района. Однако проблему тотальной изношенности зданий сельских школ республики оно не решает, а начатые мероприятия уже задерживаются в запланированных сроках.

В связи с этим участники круглого стола предложили разработать реальную, действенную "дорожную карту" строительства, реконструкции и капитального ремонта сельских образовательных учреждений под эгидой Правительства РК, усилить управленческий и социальный контроль строительства, а также призвать к ответу виновных в срывах сроков строительства.

Оплата труда сельских педагогов

Действия Рескома КРО Профсоюза работников народного образования и науки по защите прав педагогов в отношении оплаты труда в Ассоциации сельских школ Карелии одобрили. Однако текущее положение дел считают неудовлетворительным, несправедливым, так как в целях достижения показателя в соответствии с майскими указами Президента РФ в расчет зарплаты сельских педагогов включается весь доход учителя или воспитателя, в том числе и компенсация расходов по коммунальным платежам. Если из зарплаты сельских учителей вычесть расходы на коммунальные платежи, то реальные суммы будут меньше, чем у коллег-горожан. Показатель, которого необходимо придерживаться, должен быть общим для городских и для сельских педагогов.

Низкие оклады вынуждают руководителей сельских образовательных организаций производить специальные, иногда неоправданные доплаты для достижения установленного показателя. Эта ситуация снижает уровень мотивации педагогов к достижению высоких образовательных результатов.

Для решения проблемы предлагается изменить структуру расчёта заработной платы сельских педагогов, установив разумное соотношение окладной и стимулирующей частей. Руководителям образовательных организаций и лидерам профессиональных педагогических сообществ эксперты Ассоциации рекомендуют активней использовать ресурсы республиканского профсоюза работников образования, способствовать восстановлению членства педагогов в профсоюзе как авторитетной организации, отстаивающей их трудовые права.

Фото автора