​Цифровые технологии и ни на секунду не останавливающийся технический прогресс требуют от педагогов постоянной включенности в процесс. Чтобы разговаривать на одном языке с детьми, учитель должен постоянно совершенствоваться, находить интересные подходы и проявлять креативность. Без этого образовательный процесс не может быть эффективным.

В рамках круглого стола директор Института управления образования Алла Кузнецова разделила изменение отношения к педагогам и их подготовке на три этапа.

В советское время было верно следующее утверждение: «Школа всегда была идеологическим инструментом». Родителей не допускали до школьного процесса. Считалось, что будущих строителей коммунизма может воспитать только специально подготовленный человек – педагог.

Алла Кузнецова отметила, что в 1984 году была проведена последняя мирная реформа в системе образования. Она не обвиняла учителя в несоответствии современным требованиям. Учебники были стабильны, а методисты «вербовались» из лучших учителей.

В период, который подошел к концу в 2005 году, впервые появилось утверждение, что педагог не готов к окружающей его обстановке в образовании. В этот же момент начало наблюдаться падение престижа профессии. Контроль над работой учителей усилился: возникли прообразы стандартов и аттестация.

– Это период, когда, как мне кажется, впервые начался негативный отбор в профессию, связанный с экономическими обстоятельствами. То есть, массовый исход из профессии в более пригодные для жизни области, – резюмировала Алла Кузнецова.

После 2010 года появились новые инструменты и новые институты развития образования – не только педагога, но и региональных образовательных программ. Одним из главных нововведений стал ЕГЭ, из-за чего, по мнению многих педагогов, процесс обучения в старших классах превратился в «натаскивание на выпускные экзамены».

Учитель перестает быть единственным источником информации. Муниципальные методические службы медленно, но верно, изживают себя. Методистами становятся пенсионеры. Да, появляются профессиональные сообщества, но повышением квалификации теперь занимаются все – все учат и все выдают сертификаты с необходимым количеством часов.

Что мы получаем в итоге? В рамках национального проекта «Образование» меняется система оценки качества работы педагога, но программы повышения квалификации до сих пор базируются на положениях, разработанных 10-20 лет назад. Зачастую учителя просто раз в пять лет меняют «корочку». Центры оценки качества и необходимость повышать квалификацию – одни из самых болезненных тем для педагогов.

– Самый серьезный дефицит, который есть у педагогов – дефицит профессиональной рефлексии, – убеждена директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России Анна Хамардюк.

Эксперты считают, что регулярная оценка извне поможет учителям объективно оценить собственные способности и навыки, чтобы позднее усовершенствовать существующие и приобрести отсутствующие.

Необходимые компетенции

Многие учителя до сих пор не понимают разницы между проектной деятельностью и кейсами. Из этого непонимания рождается неумение организовывать и руководить работой ребят во время создания проектов или разбора кейсов.

Какие компетенции требуются современному педагогу, чтобы быть успешным? Сейчас популярно утверждение, что учителям необходимо развивать мягкие навыки. Формироваться они должны еще на этапе обучения в высшей школе. Эксперты отмечают, что можно хорошо рассказывать о чем-либо, но лучше – погрузить в процесс, показать наглядно. Необходимо задуматься и над тем, как подготовить вузовских преподавателей.

– У педагога должны быть сформированы компетенции. В первую очередь, знание предмета. Учителя должны знать различные методики преподавания, психологию и обладать умением работать с родителями. Это hard skills. А личностные компетенции – это мотивация, желание совершенствоваться, критическое мышление, коммуникация, кооперация и креативность, – рассказала Наталья Шевелева, заведующая лабораторией исследования образовательной политики МГПУ.

Специалисты проекта «Яндекс.Учебник» провели опрос среди учителей, чтобы выяснить, каких навыков им не хватает им не хватает для полноценной работы. В первую очередь педагоги отметили, что хотят научиться выстраивать индивидуальные образовательные траектории и обеспечить профилактику собственного выгорания.

В списке желаемых компетенций оказалось умение психологически помочь ребятам и решить их конфликты. В обществе, где процветает травля, педагоги стараются помочь своим воспитанникам, но понимают, но им не всегда хватает умений и практики для этого.

Работа с учениками с ОВЗ также вызывает трудности. Понятно желание родителей отдать своих детей в среднестатический класс, но педагоги часто бывают не готовы к такому. И дело вовсе не в нежелании работать с такими ребятами. Иногда им не хватает знаний, а иногда сама обстановка в классе не располагает к обучение ребенка с ОВЗ.

Эксперты «Яндекса» грамотно охарактеризовали отношения педагога и гаджетов. Учитель – одна из профессий, которую невозможно кардинально изменить при помощи технического прогресса.

Можно создать высокотехнологичное оборудование для медиков или роботов, которые смогут заменить хирургов в особенно сложных операциях, но нельзя заменить учителя.

Технологии могут выступать только в качестве помощника или посредника между педагогом и учеником.

Однако такая исключительность не означает, что учитель, получив высшее образование, может расслабиться. При неумелом использовании технологии могут превратиться во врагов эффективного получения знаний.

– Приезжая в регионы и обсуждая с директорами и учителями вопрос запрета гаджетов, я часто слышу, что им всё равно, они не умеют с ними работать. Это очень страшная история на самом деле. Кто будет отрицать, что нам не нужно понимать ученика? – отметила Марина Вайндорф-Сысоева, профессор кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета.

С целью подружить педагогов, современные компетенции и технику в «Яндексе» разработали специальный проект.

– Учителя редко сами знают, какие проблемы у них есть, поэтому мы запускаем интенсив. В его основе – 24 кейса по шести компетенциям, которые мы взяли из исследования Джона Хетти. Отбирая компетенции для интенсива, мы взяли только те факторы, которые прямо зависят только от учителя, – рассказала эксперт проекта «Яндекс. Учебник» Ирина Савицкая.

Учителя каждый день оценивают учеников, но сами получать оценки не любят. Особенно, если результаты находятся в открытом доступе. Разработанный «Яндексом» интенсив основан на мягкой и безопасной диагностике – результат видит только педагог. При этом можно сравнить свой показатель с общими показателями педагогами из указанной сферы (начальная школа, математика, русский язык и т.д.).

Также в рамках каждой компетенции подготовлены специальные рекомендации в виде подборки материалов, которыми можно воспользоваться для саморазвития. Таким образом проверка качества станет не только безболезненной, но и приятной.

– Диагностика – это не только способ определения дефицитов, но и выявления своих сильных сторон, – подчеркнула директор центра продвижения образовательных программ и проектов МГПУ, координатор по международной деятельности Светлана Смирнова.

Эксперты уверены, что педагоги не должны оставаться один на один со своими проблемами, им необходима постоянная профессиональная поддержка на уровне школы и методических объединений.

Ответ на вопрос, как подготовить эффективных учителей, эксперты видят в изменении системы профессионального образования будущих учителей. Для начала необходимо подготовить преподавателей, которые смогут обучить будущих педагогов необходимым в работе навыкам.

Фото Вадима Мелешко и Виктории Карташевой из архива "УГ"