На пресс-конференции, предваряющей фестиваль, его организаторы обсудили актуальные проблемы детской литературы и дали советы родителям. 

Раскидистый дуб и бактерии в чашке Петри

Россияне гордятся званием "Самой читающей страны", продолжают удивлять иностранцев обширными домашними библиотеками, но откровенно впадают в ступор, когда понимают, что наследие надо сохранять, причём собственными руками. К сожалению, сейчас литература становится обыкновенным рыночным продуктом, причём не самым успешным. 

По интернету давно блуждают анекдоты про детские книжки с мягко скажем неоднозначными главными героями. Красочные обложки детских изданий, забавные герои и отсутствие смысла – зачастую лучшие друзья успешного маркетинга. Поэтому на прилавках магазинов в первых рядах можно увидеть именно такие книги. Конкуренция с техническим процессом не щадит ни одну отрасль. 
 
– Если раньше тираж одной детской книги был равен ста тысячам или миллиону экземпляров – это можно сравнить с раскидистым дубом или баобабом, такое огромное у него было поле, – сейчас тираж не превышает две или три тысячи экземпляров. По сравнению с баобабом, это, знаете, бактерии в чашке Петри, совсем небольшая культура, – отметил во время выступления на пресс-конференции директор Всероссийского фестиваля детской книги, прозаик Юрий Нечипоренко.     

Он убеждён, в литературном мире воцарился хаос, в котором читатели просто не могут ориентироваться. В начале 2000-х годов литература утратила свой статус флагмана культуры. Отмена цензуры и падение "железного занавеса" привели к неконтролируемому потоку книг, ранее запрещённых для публикации, и самиздата, не подвергающегося оценке и редактуре. А возможность публиковать произведения в интернете значительно уменьшила тиражи печатных версий и повысила цены. 

– Раньше писатели были пророками. С нашими тиражами сейчас мы можем рассчитывать только на позицию скомороха, – пришёл к выводу Юрий Нечипоренко, рассуждая о положении современных авторов. 

Вот и получается, что продать современные книги можно, в большей степени, с помощью красочного оформления. 

Новая детская литература столкнулась с целым перечнем проблем. По словам экспертов, во-первых, изменился порядок её контроля и поддержки со стороны государства. Во-вторых, значительно сократилось количество площадок для реализации печатной продукции. В частности, исчезли "Дом детской книги" и журнал "Детская литература". Им на замену пришли различные познавательные сайты, конкурсы и фестивали, пока не справляющиеся со своей задачей. Были закрыты многие книжные магазины и библиотеки. Тираж детской литературы за прошедшие после развала СССР годы значительно сократился, а писатели перестали появляться в эфире федеральных каналов. Но самая главная проблема – отсутствие грамотной навигации в огромном потоке современных книг. 
 
– Появилось больше книг, много разнообразия. Но теперь они соседствуют на плоскости. И мы не знаем, какая бактерия [книга] хорошая, а какая плохая, какой она несёт ген. По сути книги – это гены культуры, которые формируют наше мировоззрение, – подчеркнул Юрий Нечипоренко.
 
Особая атмосфера

Еще одна проблема, которую затронули эксперты книжной сферы, снижение популярности чтения среди подростков. Как приучить ребёнка к чтению в современных условиях? Для начала стоит избавиться от страшного глагола "приучить", который можно приравнять к значению "выработать привычку", например, приучить чистить зубы или мыть руки.

Чтение по своему определению не механический процесс, ведь оно требует понимания произведений и осмысления, а потому приучить к нему невозможно, можно только слегка направить. "Привить любовь к чтению" звучит гораздо лучше. Детям можно лишь предложить книгу, а понравится она им или нет, – зависит только от них. 

Писатель Елена Албул считает, что самый эффективный способ для создания "направления" – собственный пример родителей. Дети копируют старших, в первые годы жизни представляя их идеальными и стараясь во всём подражать. Малыш, который будет наблюдать за читающими родителями, с большей вероятностью сам возьмётся за книгу. 

Помимо примера, родители могут читать детям на ночь, что многие и делают. В этом случае очень важен подбор материала. Одна неинтересная или глупая книга, прочитанная в детстве, может привести к полному отказу от чтения в дальнейшем. Можно подобрать литературу, связанную с увлечениями или хобби ребёнка. Так она автоматически будет ассоциироваться с чем-то приятным.

Обстановка также очень важна. Ребёнок должен чувствовать поддержку родителя, понимать, что взрослому интересно читать для него и вместе с ним. Атмосфера сотрудничества благотворно влияет на любые начинания. 

– Вспоминаю Лихачёва, который говорил, что чтение должно быть неспешным. Вот как мы садимся перед телевизором? Мы уютно устраиваемся, убираем всё лишнее. Чтение должно быть таким же. Ты садишься, включаешь маленький свет… Уютное чтение, мне кажется, – это шаг к любви. Атмосфера должна быть создана, – поделилась своей точкой зрения шеф-редактор сайта "Библиогид" Наталья Козловская. 

Финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России" – 2005 Юлия Марчук уверена, что в значительной степени может помочь педагог. Если ему удалось подобрать ключик к ребятам, то он может посоветовать к прочтению интересную литературу, не входящую в школьную программу. При наличии доверия учителя становятся примерами. Все слова из его уст воспринимаются с особой серьёзностью. Правда, в этом случае учитель и сам должен хорошо ориентироваться в литературных новинках. 

Ещё один действенный метод – полное погружение в литературную атмосферу. Для этого нужно находиться в обществе читающих людей, общаться с ними и опять же подавать ребёнку собственный пример. Хорошо, если он поймёт, что книги пишет не абстрактный персонаж, а конкретный взрослый. Для этого полезно бывать на книжных фестивалях.  
 
Давайте читать вместе

Рассказывая об истории Всероссийского фестиваля детской литературы, Юрий Нечипоренко отметил, что первое подобное мероприятие предложил писатель Лев Кассиль в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Оно проводилось на весенних каникулах и называлось Неделя детской книги. Дети встречались со своими любимыми авторами, с упоением слушали их выступления и высказывали свои идеи, давая взрослым пищу для размышлений. Неделя детской книги способствовала изданию тех произведений, которые хотели прочесть именно дети. С 1943 по 1945 годы издали около полутора тысяч детских книг! Так, на свет появились "Честное слово" Леонида Пантелеева, "Два капитана" Вениамина Каверина и "Сын полка" Валентина Катаева. Неделя детской книги, к слову, проводится до сих пор и каждой весной радует детей и родителей, хотя и в меньшем масштабе.

Всероссийский фестиваль детской литературы – это центр притяжения книжников со всей страны, место встречи детей и родителей с хорошими книгами и их авторами, причём не только российскими. Юрий Нечипоренко уверен, что сейчас фестиваль взял на себя роль центра книжной культуры. 

В рамках фестиваля проводится конкурс, с помощью которого выявляются лучшие книги года, что упрощает родителям процесс поиска интересной литературы. Помимо этого фестиваль включает в себя интересные встречи с писателями, мастер-классы, лекции, театральные постановки, игры и квесты. Каждый год организаторы выбирают тему. В 2019-ом ею стала познавательная литература. Поэтому в программу добавили научные шоу и презентации познавательной литературы для детей и подростков. Ключевым событием этого фестиваля стал чемпионат по чтению вслух среди школьников, принять участие в котором могут не только москвичи. 

"Ежегодно мы договариваемся с площадками в регионах. Как правило, это библиотеки, книжные магазины, учреждения культуры и образования. Туда мы отправляем десант писателей", – рассказал руководитель отдела культурных программ Российской государственной детской библиотеки  Денис Безносов.

Методов привлечения ребёнка к чтению великое множество. Всё, что перечислено выше, и в дополнение – вагон современных воспитательных разработок. Но главный рецепт заключается в простой истине – вместе интереснее.

Фото автора