Заведующий отделом координации организации профилактической помощи женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики Санкт-Петербурга Юрий Заозерский считает, что медицинскую помощь нужно оказывать на месте немедленно, поскольку это первое условие для спасения человека, если вдруг с ним случается беда. В ожидании приезда скорой помощи теряется драгоценное время. Если у человека травма, то идет развитие травматического шока; если кровотечение, то возможно его усиление и т.д. Поэтому человек, который работает в школе, педагог или медицинский работник, должен уметь оказывать первую медицинскую помощь до приезда скорой. В ряде зарубежных стран во многих местах установлены дефибрилляторы, и порой не медицинский работник, а, например, полицейский или пожарный, может ими воспользоваться, чтобы спасти человека. Никто никого не заставляет лечить, но вот оказывать помощь в экстренной ситуации нужно уметь. Медицинские специалисты, работающие в школе, по мнению Юрия Заозерского, в свою очередь, должны быть включены в процесс обучения и уполномочены оценивать, насколько педагогический персонал владеет навыками оказания первой медицинской помощи. Если требуется, то нужно привлекать работников скорой медицинской помощи для проведения тренингов, проверки усвоения знаний и т.д.

В то же время доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-валеологических дисциплин Факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Андрей Шангин убежден, что правила оказания первой помощи необходимо знать не только преподавателям, но и обучающимся. Как заметил Андрей Шангин, инициатива, заложенная в законопроект, на самом деле не так уж и нова. Уже в течение ряда лет Минздрав России пытается наладить взаимодействие с Минпросвещения как раз по данной тематике, но пока явных сдвигов не заметно. Однако подменять медицинских работников педагогам не позволяет образование и законодательство. Поэтому необходимо увеличивать число медицинских работников в штатах образовательных организаций, которых ранее устранили в ходе различных оптимизационных мероприятий.

Безусловно, правила оказания помощи человеку, получившему травму, ожог, рану, удар электротоком и т.д., необходимо знать каждому, а педагогам особенно. Формировать программы дополнительного образования учителей, показывать и обязательно практически отрабатывать на занятиях навыки по оказанию первой помощи исключительно важно, поскольку своевременно оказанная помощь часто спасает чью-то жизнь, в том числе жизнь ребенка. Но, к сожалению, единой, экспертно выверенной и стройной общероссийской программы дополнительного образования педагогов по основам первой помощи до настоящего времени нет. Однако в некоторых вузах, центрах и образовательных организациях различных регионов занятия по первой помощи проводятся.

Так, в Герценовском университете на кафедре медико-валеологических дисциплин будущие педагоги готовятся к профессиональной деятельности с обязательным включением широкого спектра околомедицинских знаний и практики оказания первой помощи при различных экстремальных состояниях. В структуру подготовки бакалавра здесь обязательно включаются дисциплины «Основы медицинских знаний», «Возрастная анатомия и физиология», а также «Медицина катастроф», в составе которых значительное время отводится принципам, методам и практическим навыкам оказания помощи, которые студенты получают на занятиях.

Андрей Шангин уверен: подобную практику необходимо поддерживать и распространять на другие педагогические (и не только) учреждения. В настоящее время идет работа по подготовке специализированной программы дополнительного образования как раз по обсуждаемой тематике, которая может быть реализована при широком и продуктивном взаимодействии органов законодательной власти, профильных министерств и образовательных организаций всех уровней.

Что же касается педагогов, то, как заметила заместитель директора по УВР лицея №179 Калининского района Санкт-Петербурга, кандидат биологических наук Анна Обуховская, вопрос обучения педагогов навыкам оказания первой медицинской помощи, действительно, обсуждается давно. И, если исходить из того, что знания никогда не бывают лишними, то это, разумеется, нужные знания. Но знания без практики остаются только знаниями. Конечно, нужна практика, но важно понимать, что школа не больница, люди запомнят что-то, а что-то через 1-2 месяца забудется. Но, даже имея определенные навыки, педагог не всегда может хорошо представлять картину произошедшего и поставить точный диагноз. В этом случае надо быть очень осторожным. И нужно понимать, что не каждый человек может вообще оказывать помощь, кто-то теряется и даже опытный человек, который 3-4 года назад мог помочь, может запаниковать, оказавшись в экстремальной ситуации. Люди часто впадают в ступор при виде чужой беды. Например, человек упал на улице, но как понять, отчего он упал? У него повысился сахар, или упало давление, или причина в чем-то другом? Ситуации и травмы бывают разные и при разных травмах даже поднимать человека можно по-разному. По мнению Анны Обуховской, все-таки важнее научить людей быть не безразличными, чтобы не проходили мимо и вызывали скорую помощь.

При этом, как считает Анна Обуховская, прямая обязанность учителя – оказывать ребенку психологическую помощь. Например, педагог должен вовремя заметить стрессовое состояние ребенка, что он утомился, сорвался и т.д. Каждый учитель должен понимать, что здоровье детей зависит от антистрессовой педагогики. Ведь многие соматические заболевания – это следствие школьных переживаний. Поэтому неравнодушие учителя – это тоже своеобразная скорая помощь.


Читайте также: 

Первая помощь в школе – обязанность учителя? http://www.ug.ru/archive/74053 

Педагог, который спасает жизни http://ug.ru/archive/79431

Фото пресс-службы УрФУ