​Персонифицированное финансирование осуществляется на основе сертификата. Чтобы получить сертификат персонифицированного финансирования, нужно зарегистрироваться на сайте "Навигатор дополнительного образования детей Ленинградской области". При регистрации ребенку присваивается идентификационный номер, который и является электронным сертификатом. Затем можно выбрать учреждение допобразования, подать заявку на понравившуюся программу студии, секции или кружка, дождаться подтверждения, а после заключения договора сертификат будет активирован.

Сумма сертификата определяется самостоятельно муниципалитетом. В зависимости от стоимости образовательной программы сертификат можно направить на обучение по одной или нескольким программам. В случае, если выделяемого объема финансирования недостаточно для оплаты кружков и секций, родители доплачивают разницу. В проект уже включились 12 районов Ленинградской области – Волосовский, Выборгский, Волховский, Кировский, Киришский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Приозерский, Гатчинский, Тосненский и г. Сосновый Бор. С начала работы в проекте прошло не так много времени, но тем не менее определенные моменты уже получили свою оценку. Например, по мнению представителей одного из пилотных районов, очевидный плюс программы в том, что создана единая база, где представлены все нормативно-правовые документы, выложены образовательные программы, и каждый родитель может посмотреть, кто ведет занятия, сколько на них отводится часов и каков учебный план.

Минус программы в том, что пока много технических сбоев, причем трудно предугадать, с чем именно будет проблема. Кроме того, программа предусмотрена на календарный финансовый год, а не на учебный год. Сегодня в районах рассчитана стоимость сертификата на 4 месяца, а после нового года придется заново все пересчитывать и вносить коррективы в муниципальное задание. Поэтому получается, что родители зарегистрировались, определились с образовательной программой для ребенка, но выбрали её только до конца декабря.

Еще одна сложность может возникнуть в ситуации, когда ребенок передумал и бросил обучение, к примеру, через полгода. Родитель в этом случае должен расторгнуть договор в электронной системе, затем подписать бумажный вариант договора и после этого финансирование образовательной программы сокращается. Конечно, это влияет на зарплату педагога дополнительного образования. Поэтому задача педагога – так заинтересовать ребенка, чтобы тот прошёл весь курс обучения по этой образовательной программе.

Обоснованность и своевременность модели персонифицированного финансирования дополнительного образования пока не очень ясна специалистам. Ее полный цикл еще не прожит. С одной стороны, людям на местах странно, что федеральная власть диктует, как они должны расходовать муниципальные деньги, но, с другой стороны, нужна объективная картина по детям, обучающимся в дополнительном образовании: какое их количество обучается по программе, какова ее стоимость, нужно ли корректировать выделяемую на ее реализацию сумму.

В то же время, в соседнем Санкт-Петербурге принцип "Деньги следуют за ребенком" в системе допобразования уже работает. Как пояснили эксперты, есть государственное задание на реализацию программ дополнительного образования, есть технологический регламент, который описывает образовательный процесс, есть нормативы затрат на программы разной направленности (туристско-краведческой, физкультурно-спортивной и т.д.). Субъект РФ — Санкт-Петербург определяет эти нормативы ежегодно и согласно им финансируется государственная образовательная организация. Заказчики услуг дополнительного образования те же – государство, родители, дети. В Петербурге дополнительным образованием охвачено 88% детей. Широта и разнообразие образовательных программ, финансируемых бюджетом города, в большой степени удовлетворяет потребности в дополнительном образовании.

Персонифицированный учет детей, занимающихся в государственных учреждениях дополнительного образования, введен в Петербурге несколько лет назад и позволяет контролировать наполняемость учебных групп и образовательных организаций в целом и проводить постоянный мониторинг востребованности тех или иных образовательных программ. Также в городе на Неве есть возможность частным организациям получить субсидию на возмещение затрат по реализации программ дополнительного образования, и этой возможностью уже воспользовались несколько ЧОО. Поэтому можно говорить, что Петербург нашел и реализует свой вариант решения поставленной задачи.

Фото Марии Голубевой