От андрагогики к педагогике

Профессия педагога требует наличия множества компетенций. Даже имея хорошую предметную базу, учителю нужно прилагать усилия для успешного донесения своих знаний до учеников. Этому способствует умение излагать материал доступно, интересно и увлекательно. Весьма полезным для преподавателя может оказаться наличие у него некоторой доли артистизма и самоиронии. Такому преподавателю обучаемые на уроках, как говорится, «смотрят в рот».

Как воспитателю педагогу прежде всего необходимо пользоваться авторитетом и доверием учащихся. Только так он сможет стать для них настоящим наставником. Во все времена наиболее убедительным примером самовоспитания и саморазвития для детей была и есть здоровая, гармоничная и самодостаточная личность учителя.

Настоящее время характеризуется бурным развитием технологий. Растущее поколение очень восприимчиво к этому, ведь его представители, можно сказать, рождаются с гаджетами в руках. Естественно, ученики ожидают от учителя хотя бы общей продвинутости в знании и пользовании современными средствами и технологиями. Однако в силу определенного консерватизма многие учителя продолжают эксплуатировать старый багаж привычек, установок и знаний. Но суровая реальность, как известно, – лучший учитель, и она требует от педагогов, постоянной работы над собой по всем упомянутым направлениям, а также активного расширения круга своих компетенций, с освоением тех, которые в наибольшей степени отвечают требованиям времени.

В последние годы мировым трендом становится андрагогика – обучение, раскрывающее специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Согласно международному исследованию компетенций взрослого населения PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies), по эффективности обучения Россия занимает лишь 43-е место в мире. Этот показатель весьма убедительно свидетельствует о том, что нам есть, к чему стремиться.

Что же планируется предпринять или уже предпринимается в сложившейся ситуации? В частности, для усиления саморазвития педагогам предлагается использовать так называемый личный план, включающий объективную исходную позицию – «каков я есть», желаемый результат саморазвития – «каким я хочу себя видеть» и своего рода дорожную карту – «что я должен для этого сделать».

Кроме того, в школах сейчас вводят должность старшего учителя, подразумевающую оказание профессиональной помощи менее опытным коллегам. Старший учитель призван помочь более молодым преподавателям выстроить свою профессионально-личностную траекторию, грамотно вписать ее в практику педагогической деятельности и в отношения внутри педколлектива, заложив в основу культуру медиации и профилактики конфликтов. И все это без отрыва от непосредственной работы.


Я справлюсь!

Необходимость расширения круга компетенций, которыми должен обладать современный учитель, создает дополнительную психологическую нагрузку, справиться с которой подчас сложно. В свою очередь, и подросткам в условиях стремительно меняющегося мира все сложнее находить для себя ориентиры, «точки опоры», разбираться в тех или иных аспектах и ситуациях, определяя свое место в жизни. «Островком стабильности в этом бушующем океане» для них должен оставаться школьный учитель.

В таких обстоятельствах американский философ и педагог Джон Дьюи придавал особое значение нравственному воспитанию обучаемых и считал, что наиболее эффективным оно оказывается тогда, когда знания передаются не как абстрактные, а в обстановке реальных событий. Педагогу нужно прививать своим подопечным умение понимать других и сострадать им, предвидеть последствия собственных поступков, честно признавать собственную неправоту. При этом учителю в любой ситуации нужно уметь управлять своим эмоциональным состоянием. В идеале его общение с каждым из учеников реализуется в формате заботливого содружества, проявления уважения и интереса к личности учащегося. Для этого в программу саморазвития педагогов можно включить освоение такой компетенции, как составление словесных формул с позитивным посылом.

Выработать указанную компетенцию помогут психотерапевтические методики, позволяющие восстановить иссякшие силы, снять эмоциональное напряжение. Одна из них – «Управляемое воображение и позитивное видение» – предполагает аутогенную тренировку. Она заключается в максимально точном определении того, что именно человек хочет изменить в себе, и запуске оптимистичного настроя: например, желаемый результат «не бояться новых технологий» сформулируйте как «смелее изучать новое». Вживайтесь в образ, к которому стремитесь, повторяйте эту энергичную и ободряющую установку как можно чаще, особенно когда раздражаетесь, сердитесь, устаете и начинаете сомневаться в достижении намеченного. Слова должны созидать, ведь заложенный в них смысл через психику воздействует на весь организм. Вкупе с расслабляющими методиками рассмотренный прием очень результативен. Немецкий врач Ханнес Линдеман на практике доказал, что хорошо тренированная психика способна выручить в самой сложной ситуации. Собравшись переплыть Атлантический океан за 72 дня, он выбрал для себя в качестве девиза оптимистичное утверждение: «Я справлюсь!» По его словам, именно эта словесная формула помогла ему преодолеть невероятные сложности и благополучно завершить путешествие.


Реальная школа – лучшая практика

Прежде чем стать «капитаном» для воспитанников, стоит как можно больше узнать о них. Педагоги-психологи провели среди учащихся одной из столичных общеобразовательных школ анонимный опрос на тему «Что на самом деле думают о школе старшеклассники?» и были поражены полученным результатом. Школьники весьма резко высказались по поводу реальности, в которой их «заставляют жить педагоги». По мнению учащихся, каждый из них вправе иметь собственное мнение, и учитель не должен силой принуждать менять его. Они также считают, что классный руководитель не помогает ученикам в трудные моменты, если они не числятся в его любимчиках и не имеют признанного авторитета в классе. Предложенные в опроснике кейсы не показались учащимся типичными, а реальные ситуации из школьной жизни, разобраться в которых многим из них хотелось бы с помощью учителя, не были предусмотрены составителями.

Порой за внешним обликом прилежных учеников трудно разглядеть критиков и бунтарей, философов и скептиков. А ведь проводившим данное исследование педагогам с многолетним стажем казалось, что составленный опросник отражает весь спектр школьных взаимоотношений… Столь неожиданные открытия тоже можно считать формой самообразования педагогов.

Подытоживая изложенное, хочется обратиться к тем, кто желает учиться, прежде чем учить, с простым советом: поверьте в себя! И помните слова Дугласа Уиллмса, экс-президента Международной академии образования и профессора-исследователя Канадского НИИ в области социальной политики университета Нью-Брансуика: «Образование – это то, что несет процветание. В любом возрасте».


Об авторе:

Андрей Ильич Подольский – руководитель департамента развития человеческого ресурса компании «Иннопрактика», профессор НИУ ВШЭ, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова


Читайте также:

Андрей Подольский, Москва: Как вернуть ребенка в школу? http://ug.ru/insight/705

Андрей ПОДОЛЬСКИЙ: «Нужно помочь ребенку понять себя через школу. Школа делает все что угодно, но только не это» http://ug.ru/archive/80011