1. Всегда можно поступить на платное

Внебюджетная форма образования породила среди абитуриентов разнообразные мифы. Главный связан с порядком приема заявлений. «Кто успел, тот и съел», – краткая, но точная характеристика. Действительно, поступишь или нет, во многом решает то, как быстро ты внесешь деньги за первый семестр или год обучения. Но не стоит забывать, что подобное поступление также предполагает отбор: внутренний экзамен или собеседование с минимальным проходным баллом. Те, кто нужное количество баллов не набирают, не смогут подать заявление даже на платное отделение. К слову, конкуренция на внебюджетные места с каждым годом возрастает.

«Стратегия, которая в этом году провалилась, это беззаботное поступление на платной основе. Теперь и здесь жесткая конкуренция», – уверен проректор РАНХиГС Максим Назаров.


2. Университеты не помогают реализоваться в профессии

«Абитуриенты внимательно относятся к тому, что их ждет после окончания университета. Обращают внимание на работодателей, с которыми сотрудничает университет, и рассматривают его как место, которое с первых дней обучения сделает их жизнь успешной», – делится наблюдениями проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров.

Главная задача вуза – подготовить грамотного специалиста, который найдет работу самостоятельно. Однако это не значит, что студента бросят на произвол судьбы. Университеты сотрудничают с компаниями, которые принимают к себе выпускников даже без опыта работы. Необходимо понимать, что руководство вуза хочет быть уверенным в людях, которых они «отдают» своим партнерам. Это значит, что получить поддержку в профессиональном ориентировании на рынке труда можно только благодаря упорной работе в течение всего обучения в университете.

«Я считаю, что университет должен участвовать в профессиональной навигации студентов. Большую часть наших выпускников забирают компании-партнеры, с которыми мы работаем постоянно. В частности, «Росатом»», – рассказывает проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна.

Существует и противоположная позиция: есть те, кто считает, что университет только дает навыки и знания, а уже сам выпускник решает, как и где реализовать их на практике.

«Мы проводили опрос: большинство отказываются от целевого трудоустройства. Так или иначе, трудоустраиваются все. Насколько университет готовит к рынку, настолько выпускник адаптирован к реалиям окружающего мира», – считает ответственный секретарь приемной комиссии МГПУ Евгений Татаринцев.


3. Иностранцы занимают бюджетные места российских студентов

В последнее время Россия активно занимается экспортом образования. Это значит, что все больше молодых людей выбирают нашу страну для получения образования. Еще в конце прошлого года Россия вошла в шестерку стран, которые наиболее привлекательны для иностранных студентов. К нам едут учиться из стран СНГ, Китая, Вьетнама, Египта и Индии и других государств. И неужели эти иностранные студенты занимают бюджетные места своих российских сверстников?

«Российское образование стало более востребованным у иностранных граждан. Если есть талантливые студенты, то почему бы не предоставить им бюджетное место? Поэтому, да, отчасти это так, потому что места, финансируемые государством, ограничены», – рассказывает проректор НИУ МИЭТ по международной деятельности и работе с молодежью Дмитрий Коваленко.

С 2004 года количество иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, увеличилось более чем в три раза. По данным пресс-службы Проекта «5-100», к 2025 году число иностранных студентов в вузах и учреждениях среднего профессионального образования на очном отделении вырастет до 710 тысяч человек.


4. Вуз и специальность – выбор раз и навсегда

К выбору высшего учебного заведения абитуриенты стараются подойти ответственно. В первую очередь, потому что выбор этот неизменен. По крайней мере они так думают. Но это не так. Можно перевестись из одного вуза в другой в рамках одной специальности с ликвидацией академической разницы. Также в магистратуре можно выбрать смежное с бакалавриатом направление.

«Не сгущайте краски. Молодые люди, которые поступили в бакалавриат по одному направлению, после его окончания могут сделать коррекцию. И университеты могут, к чему я и призываю, создавать «вертикальные» специальности. Например, направление «Бизнес-информатика» в магистратуре отлично сочетается с экономическим факультетом бакалавриата», – уверен проректор по учебной части НИТУ «МИСиС» Вадим Петров.

В крайнем случае, если студент желает кардинально сменить направление, он может сдать необходимые экзамены и поступить заново. В таких ситуациях уместен только один совет – не бойтесь перемен! Не каждому удается найти дело «по душе» с первого раза.


5. Лучших специалистов готовят только в Москве

Учиться в столице – это престижно. Еще один миф состоит в том, что хорошее образование можно получить только в Москве. Но это тоже не верно. Во-первых, у многих московских университетов есть региональные филиалы, по качеству образования ничем не уступающие головному вузу. Например, у МИФИ есть корпуса в Сарове и Снежинске, рядом с ядерными центрами мирового уровня, работники которых и являются преподавателями.

Так что, не стоит также пренебрегать вузами в своих регионах. Особенно теми, что участвуют в «5-100». Уровень образования там находится на высоком уровне и может быть конкурентоспособным на международном уровне. К примеру, НГУ им. Н.И. Лобачевского – один из лидеров инновационного развития региона и страны. Студенты здесь постоянно занимаются исследованиями и практически применимыми проектами. В 2014 году в университете запустили вычислительный кластер «Лобачевский», занявший 24-е место среди мощнейших университетских суперкомпьютеров мира, а в 2015 году состоялось открытие третьего в России SPF-вивария, созданного для проведения исследований в области лечения таких болезней, как шизофрения, эпилепсия и болезнь Альцгеймера.


6. Российское образование не так престижно, как зарубежное

В каком-то смысле в этом утверждении есть толика истины… Достаточно посмотреть на международный рейтинг вузов, чтобы прийти к такому выводу. Однако стоит помнить, что на любой рейтинг влияет множество факторов, а конечный результат нельзя назвать стопроцентной правдой. Цифры цифрами, а главная задача университетов – обучение студентов.

Специально для повышения качества и престижности российского высшего образования в мире тогда еще Министерство образования и науки РФ в соответствии с указом Президента от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» запустило Проект «5-100», нацеленный на поддержку российских вузов.

С помощью конкурсного отбора комиссия выявила 21 участника проекта. Ежегодно они получают финансирование из государственного бюджета в соответствии с уровнем реализации заявленной программы развития. Такие университеты обладают широкой ресурсной базой для подготовки студентов и с каждым годом становятся все более популярными у абитуриентов.

«Для региональных и столичных вузов, которые входят в программу «5-100», складывается такая тенденция, что в последние годы все больше и больше ребят к нам приезжают из регионов. Да, они создают из года в год серьезную конкуренцию нашим нижегородским ребятам. Да, возникают из-за этого сложности с предоставлением общежитий. В этом году уже более 30% ребят поступили к нам на бюджетное очное отделение из других регионов» – отмечает проректор по связям с общественностью НГУ им. Н.И. Лобачевского Никита Авралев.


7. За индивидуальные достижения не начисляют дополнительные баллы

Стандартные способы получить дополнительные баллы, которые помогут при поступлении, – красный диплом, знак ГТО, победы и призовые места в олимпиадах. И все же известно много случаев, когда студенты с пухлыми от грамот и дипломов папками не получали заветные плюсы к результатам ЕГЭ. Такое может случиться, если поступаете вы, к примеру, на техническую специальность, а принесенные вами грамоты получены за достижения в области изобразительного искусства. Впрочем, не стоит расстраиваться, есть и другие способы повысить баллы для поступления в вуз.

Например, университеты открывают курсы подготовки к Единому государственному экзамену, на которых занятия ведут преподаватели различных факультетов этого вуза. Запомниться готовым к серьезной работе человеком – важная задача во время подготовки к экзамену. При поступлении же абитуриент получит дополнительные баллы за курсы, которые прошел в том университете, куда подает документы.

Поэтому профориентацию лучше начинать еще со средней школы: участвовать в вузовских конкурсах и олимпиадах, посещать специальные мероприятия и курсы для абитуриентов, ходить на Дни открытых дверей. Кто знает, возможно, однажды это поможет поступить в университет мечты…

«Есть ребята, которые не вписываются в формат ЕГЭ. Их, конечно, не так много. Они чисто проектные: выигрывают российские и международные конкурсы со своими наработками. Но они откровенно не готовятся к ЕГЭ, для них это скучно. В результате «заваливают» даже первую часть. Потом слезы льешь, потому что эти ребята не проходят на бюджетное место. Мы стараемся таких ребят привлекать с учетом индивидуальных достижений». – рассказывает проректор по связям с общественностью НГУ им. Н.И. Лобачевского Никита Авралев.


P.S. А с какими мифами приемной кампании сталкивались вы? Вам удалось их опровергнуть? Оставляйте ваши истории в комментариях.

Фото сайта hse.ru