У вас те же симптомы…

Вот довольно распространенная ситуация. Педагог, устав от бега по кругу «проведение уроков – проверка заданий – подготовка к новым урокам – классное руководство» все чаще испытывает чувство усталости и желание дистанцироваться от «производственных задач».

Аэлита Маркова, автор книги «Психология труда учителя», говорит, что для педагога характерны стрессы от информационных перегрузок, когда не успеваешь принимать верные решения, чувствуя груз ответственности, и эмоциональных, когда реагируешь на все, чувствуя опасность или обиду.

Чтобы не «расплескать» себя полностью, каждому рано или поздно придется задуматься о том, как сэкономить свои психологические ресурсы, чтобы оставаться эффективным на работе, не испытывая при этом эмоционального дискомфорта. Исследователи пишут о трех факторах, «виноватых» в эмоциональном выгорании: личностном, ролевом и организационном.


Личностный фактор: работа или жизнь?

Понятие «выгорание» исследовали еще в 1970-е годы прошлого столетия американцы Кристина Маслач и Майкл Лейтер. Они утверждали, что выгорание – результат нарушения так называемого баланса work&life. Это утверждение не утратило актуальности и сегодня. По словам педагога-психолога Светланы Конон, эйфория в виде «головокружения от успехов» (например, класс занял призовое место на престижном конкурсе) заставляет учителя работать больше, чтобы в следующий раз получилось еще лучше. Иногда в ущерб личной жизни, дружбе, отдыху. Первая стадия выгорания похожа на «медовый месяц»: придя в школу после окончания педвуза, молодой специалист вкладывает в работу всю душу. В этот период иммунная система мобилизуется, человек практически не болеет, возникает ощущение полета.

Но если педагог слишком часто отдается делу без остатка, растворяясь в работе – он «в зоне риска». Психотерапевт, доктор медицинских наук Татьяна Решетова утверждает: «Это безграмотное сочувствие, слабые границы «Я», истощающие эмоционально-энергетические ресурсы. Чтобы их восполнить, приходится применять приемы психологической защиты».

В то же время психолог Эйала Пайнс, исследуя связь работы (удовлетворенность зарплатой, чувство значимости своего вклада в работу, профессиональное продвижение, автономию и уровень контроля со стороны руководства и др.) с последующим выгоранием, делает вывод: значимость работы и достаточная автономность дает хороший «иммунитет»!

Кейс №1

Новый директор пришел в школу, где царила атмосфера, которая не способствовала плодотворной работе. Руководитель задалась целью сплотить разобщенный коллектив. Для начала в школе создали комнату психологической разгрузки, под которую силами учителей переоборудовали кабинет домоводства. Затем пригласили опытного психолога, который обучил педагогов приемам саморегуляции, восстанавливающим психологическое и эмоциональное равновесие через аутогенное погружение в состояние расслабления. Не забыли и про учеников: вариантом совместного досуга, интересного и учителям, и их воспитанникам, стали создание школьного театра, организация школьных вечеров, экскурсии в столицу. У активного директора появились единомышленники, которым тоже стало интересно придумывать, как можно объединить коллектив. Микроклимат стал гораздо теплее: и учителя, и ученики шли в школу, думая о том, что нового сегодня их там ждет.


ЧТО ПОМОЖЕТ УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ВЫГОРАНИЯ?

  • ищите во всем положительные, выигрышные моменты, которые можно извлечь даже из трудностей;
  • тренируйте способность вызывать приятные воспоминания (звуки, ароматы и т.п.);
  • восстанавливайте эмоциональные ресурсы с помощью уединения, спорта, хобби;
  • искренне проявляйте чувства восхищения и благодарности;
  • не бойтесь принимать помощь от тех, кто успешно справился с подобными ситуациями;
  • помните: синдром эмоционального выгорания не приговор, а реакция на эмоциональные перегрузки, которой можно управлять.


Ролевой фактор: коллегиальность «лечит» от выгорания

Многие исследователи обнаруживали связь между выгоранием и ролевой конфликтностью, неопределенностью. Например, когда результат зависит от общих усилий, но каждый действует кто во что горазд, еще и конкурируя друг с другом.

Исследователи пришли к выводу, что среди социально-психологических факторов выгорания главные – неправильно выстроенные «вертикальные» и «горизонтальные» отношения в организации, отсутствие социальной поддержки коллег, руководителей и подчиненных.

С другой стороны, ощущение команды препятствует выгоранию даже при высокой нагрузке.

Кейс №2

«Директор школы направила меня на курсы повышения квалификации для присвоения очередной категории. Курсы восполнили пробел в знании психологии подростков и методов работы с ними. Я почувствовала себя спортсменом, когда при забеге на длинные дистанции открывается второе дыхание. Поняла, что самая трудная борьба – борьба с самим собой, но как приятно выйти победителем!»


Организационный фактор: «Для меня не нашлось даже стола в учительской»

Плохая организация труда, недостаток ресурсов, противоречивая информация, большое количество учащихся в классе дестабилизируют обстановку, усложняя процесс восстановления в промежутке между рабочим временем.

Кейс №3

В школу пришла учительница с отличными знаниями, готовая горы свернуть. Какими же стали первые «уроки» старших коллег? «Учителя смотрели на меня сочувственно, думая, что я неудачница, раз не смогла найти себе ничего лучше, чем школа. В учительской все столы были заняты «старожилами». К тому же мне дали средние классы, в которых учатся дети переходного возраста, а то, что я не была подготовлена ни методически, ни психологически к работе с такими детьми, никого не интересовало».

Года не прошло, а молодому педагогу уже «хочется упасть на диван, зарыться головой в подушку и никого не видеть и не слышать».

В предыдущем кейсе мы привели пример, когда директор школы был готов перестроить управление в целом, предложив методы, помогающие педколлективу пересмотреть отношение к работе. Но не всегда учителю достается грамотный руководитель, однако человек и сам в силах многое изменить к лучшему.

Наша молодая учительница обратилась с просьбой к своей родственнице – преподавателю психологии. Та пообщалась с педколлективом, прочитала учителям лекцию о методах коррекции психологических проблем, провела для них занятия по регуляции своего состояния, обучила педагогов некоторым приемам релаксации. Отношение к молодому специалисту понемногу стало меняться, отчасти потому, что педагоги со стажем другими глазами взглянули не только на новую коллегу, но и на причины своего равнодушия к ее трудностям, которые выражались все в том же неумении переключаться на позитив.

Иногда достаточно присмотреться к окружающим – и среди них обязательно найдется человек, который станет опорой в восстановлении жизненных ценностей!


Вообще, говоря об эмоциональном выгорании, полезно учитывать: любую сложную ситуацию легче не допустить, чем потом бороться с ее последствиями. Поэтому лучше всего изначально настроить себя работать не с усталой обреченностью («когда же наконец это закончится!»), а почувствовать себя (например, директору) капитаном корабля в бушующем океане жизни, где сверхзадача – научить свою команду управлять стихией. Вжиться в новую роль. Сделать новые мысли своей сутью. Понять – учить подрастающее поколение – это не труд, а образ жизни, условие эволюции.

И, конечно, – найти в жизни и другие точки опоры, кроме профессии.


Об авторе:

Ольга Афанасьевна Идобаева – главный исследователь департамента развития человеческого ресурса компании «Иннопрактика», доктор психологических наук


Фото сайта spbimi.ru