Для начала немного теории. Профессиональный имидж состоит из нескольких элементов:
  • вербальный,
  • кинетический,
  • габитарный,
  • средовой,
  • виртуальный.
Формирование вербального имиджа, по словам Ольги Сорокиной, занимает годы, а бывает, и десятилетия. Умение расположить к себе людей при помощи речи, вести переговоры и выступать перед большой аудиторией – показатель профессионального успеха, которого непросто достичь. С изначально идеальными вербальными навыками рождаются единицы, другим необходимо тренироваться. И тем глубже смысл этих тренировок, ведь от того, какой является речь педагога, во многом зависит то, какой будет речь его учеников. Поэтому логическая стройность и соответствие нормам языка обязательны.

Наш голос каждый слушатель автоматически оценивает по нескольким параметрам, главные из них – сила, тембр и дикция. Вряд ли, например, кому-то захочется долго прислушиваться к речи собеседника, если он говорит слишком тихо, и анализировать, какое же именно слово он сказал, теряя нить разговора… Что и говорить об учениках на уроке! Учитель – это лектор с усложненной задачей: ему важно привлечь внимание каждого юного слушателя. Поэтому в данном случае могут помочь упражнения для голоса, развивающие силу и дикцию, которыми пользуются радио- и телеведущие.

Кинетический имидж связан с мимикой и жестами. И он не менее важен, чем вербальный, поскольку на удержание внимания умение вести себя на публике может сработать ничуть не хуже, чем слова. А еще лучше, если две эти составляющие имиджа педагога будут работать содружественно.

Что важно для учителя? Создать открытый, дружелюбный образ, располагающий к продуктивной работе. Ребенок не должен бояться педагога. В налаживании контакта могут помочь так называемые открытые позы – открытые руки; ладони, обращенные вверх; плюс, конечно же, улыбка.

Язык жестов – тонкая наука, и интересная тема, которой можно посвятить часы досуга. Книг о нем предостаточно, но Ольга Сорокина в первую очередь советует обратиться к работам Аллана и Барбары Пиз.

Габитарный имидж – звучит сложно, но на самом деле это именно то, что мы привыкли понимать под словом «имидж». Тремя китами данного вида имиджа являются форма, цвет и фактура одежды. В подборе правильной одежды, безусловно существуют тонкости. Для каждого человека характерны своя палитра цветов, свои фасоны, ткани, которые подчеркнут достоинства и помогут при необходимости скрыть то, что хотелось бы скрыть… Главное – иметь об этом представление, ведь дизайнерами одежды придумано множество решений, из которых нужно выбрать свое. Причем, раз уж мы говорим о профессиональном имидже педагога, то здесь тоже есть свои особенности, которые накладываются на индивидуальные особенности каждого из представителей этой профессии. 

Среди универсальных правил создания профессионального имиджа Ольга Сорокина выделяет следующие:

Идеальные цвета для делового образа – серый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый, оттенки коричневого, черный. Чтобы образ не получился слишком мрачным, его можно разбавить пастельными рубашками или блузами.

– Я, например, больше люблю имидж женственный, – рассказала Инна Манько, учитель биологии, участница финала Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 из Сахалинской области. – Но сейчас, услышав советы специалиста, я отметила для себя, что цель у нас другая – показать себя компетентным педагогом. Поэтому нужно думать о том, как произвести деловое впечатление… Думаю, что на конкурсе мне будет тяжело отказаться от привычного для меня образа и подвести себя под этот стандарт. Однако можно относиться к этому и как нормальному, повседневному выбору. Ведь на работе ничто не должно отвлекать, в первую очередь детей. Поэтому я всегда думаю о цветовой гамме: черный вообще не ношу, категорически. Но в то же время одежда учителя и не должна быть слишком яркой, неоновой.


Кстати
Профессии с самым строгим дресс-кодом напрямую связаны с безопасностью человека.
Например, стюардесса: пассажир самолета должен точно знать, что эта девушка
в синей/красной/зеленой/др. форме и пилотке – именно тот человек,
к которому он может обратиться во время полета за помощью.


Деловая обувь – удобная и чистая. Женские туфли обязательно закрытые!

– Если вы, выходя из дома, заметили на обуви небольшое пятнышко и подумали, что потом как-нибудь сотрете, потому что все равно никто не видит, пожалуйста, отбросьте эти мысли, – посоветовала Ольга Сорокина. – Первоначальный образ собеседника формируется за первые 7-9 секунд общения. И первые три секунды уделяются именно обуви.

Деловые аксессуары – различные варианты платков, для мужчин – галстуки. Не переборщите с украшениями!

– Очень долго я пытался найти черный костюм, несколько лет, потому что они, как будто куда-то все пропали… Ну и к черному костюму, соответственно, черный галстук, – поделился опытом формирования делового мужского образа Данил Москаленко, учитель истории, участник финала Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 из Псковской области. – По поводу формы: как я понимаю, нужно исходить из того, какая у вас фигура. То есть, если вы человек фактурный, то и галстук должен быть чуть шире. Если вы стройный, то галстук должен быть тоньше. Для себя я выбирал нечто среднее между, извините меня, «лопатой» и «струной».

Важный элемент делового образа – ухоженные руки.

– Мы постоянно жестикулируем или кладем руки перед собой. Так или иначе, собеседник видит их. И красивые, ухоженные руки с неброским маникюром, если мы все-таки говорим о деловой среде, оставят у него положительное впечатление, – подчеркнула Ольга Сорокина. – Руки со слишком ярким маникюром будут перетягивать на себя все внимание во время разговора. Вас могут даже не услышать. Кстати говоря, мужчины, не пренебрегайте маникюром. Мужчины с аккуратными руками выглядят великолепно!

Впрочем, в этом вопросе некоторые педагоги-женщины предлагают альтернативные решения. И они вполне обоснованы.

– Я как учитель английского языка с помощью пальцев объясняю, как составляется английское предложение: утвердительное, отрицательное, вопросительное, – поделилась своей методикой Анна Корзунина, участница финала Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 из Кировской области. – В течение учебного года я специально несколько раз делаю маникюр таким образом, чтобы ногти были разного цвета. С помощью этих цветов я объясняю, где подлежащее, где сказуемое, где вспомогательный глагол, вопросительное слово… И это работает! У нас же группы маленькие: 10-12 человек. Маникюр виден ученику, и работает как особый прием, образовательная технология.

Деловая прическа – в меру строгая, без цветных прядей и локонов, предпочтительнее натуральные оттенки.

– Меня часто спрашивают, что делать, если появляются седые волосы. Это плохо? Разумеется, это не плохо. Это естественный процесс, который всех нас ждет, но он не приемлет полумер. Либо вы постоянно поддерживаете цвет: подкрашиваете, не допуская отросших корней, либо уходите в тотальную седину, – посоветовала Ольга Сорокина.

Деловой парфюм. Главное правило – слишком сильный запах может испортить рабочий настрой.

– Если вас можно учуять с другого конца коридора, это плохо, - констатировала Ольга Сорокина в завершение разговора о габитарном имидже. – Мы можем часами выбирать ароматы в магазинах, потому что хотим нравиться окружающим. Но на самом деле, чувствовать запах духов должен только человек, который максимально приблизился к вам.

Средовой имидж – это вся та обстановка, которая нас окружает ежедневно. Классный кабинет, рабочий стол, шкаф с верхней одеждой в углу класса и даже салон автомобиля – все это может сказать об учителе родителям ученика намного больше, чем его собственные слова.

У каждого, конечно, есть свои привычки. В том числе привычки обращения с предметами. Для кого-то творческий хаос – самая упорядоченная система, в которой все тетради, дневники, методические материалы и прочее лежат на своих местах. Однако все мы понимаем: аккуратный рабочий стол выглядит наиболее презентабельно.

Виртуальный имидж – в последнее время он становится очень важным элементом имиджа современного учителя. Особенно пристальное внимание ему стали уделять в связи с недавними скандалами, разгоревшимися из-за фотографий учителей, размещенных на их личных страницах в социальных сетях. Часть общественности, как широкой, так и профессиональной, сочла их недопустимыми…

Конечно, нельзя не учитывать, что любая профессия, в том числе педагогическая, влечет за собой определенные обязательства и ответственность. Учитель для своих учеников зачастую остается и на работе, и во время отпуска все тем же учителем, поэтому многие удивляются даже его повседневному образу, если случайно встретят педагога на улице, не говоря уже о фотографиях с отдыха в купальниках и плавках… Однако это совсем не означает, что педагогу надо вести затворническую жизнь и позволять ущемлять свои права.

В качестве рецепта для поддержания виртуального имиджа педагога Ольга Сорокина посоветовала учителям разделять в социальных сетях личную жизнь и работу. Самый простой способ – закрыть аккаунт от посторонних людей и внимательно следить за тем, кого добавляешь в друзья. Если же у учителя есть желание делиться какими-то важными профессиональными/рабочими соображениями с подписчиками, среди которых коллеги, родители учеников и сами ученики, получать от них обратную связь и вести с ними диалог, стоит создать специальный аккаунт. А все друзья и близкие люди пусть останутся в закрытом аккаунте и будут допущены к неформальным фотографиям, постам и перепостам. Так и жить проще, и проблем намного меньше.

P.S. Конечно, внешний вид учителя не связан напрямую с обеспечением безопасности человека. Однако на его плечи ложится духовное воспитание молодого поколения, а значит, именно учитель становится примером для учеников, даже тогда, когда он этого не осознает. Дети видят в своем педагоге определенную модель поведения и, ориентируясь на нее, нередко решают для себя, как поступить в той или иной ситуации. Именно поэтому поведение и внешний вид педагога все же должны отличаться аккуратностью, чистотой, элегантностью, внушать уважение и вызывать доверие.


Фото Марии Голубевой


Читайте также

Анна Еланская. Дресс-код на каникулах, или Я без галстука: http://ug.ru/archive/79913

Николай Подосокорский. Учителя в соцсетях. границы дозволенного: http://ug.ru/insight/693

Маргарита Мартынова. «Учительница» или «училка»? http://ug.ru/insight/698