Совсем скоро наши дети сами будут ходить в магазины, платить налоги, копить на большие цели и вести самостоятельную финансовую жизнь. А еще они получат возможность пользоваться финансовыми продуктами. Уже сейчас дети окружены вездесущей рекламой, которая всеми силами вызывает желание покупать все и как можно больше, а финансовые организации тут же предлагают кредиты со сложными, но с виду заманчивыми условиями. В то же время не дремлют авторы бесчисленных тренингов «Как стать миллионером за три дня, не вставая с дивана?», предлагающие заниматься высокорисковыми инвестициями, но забывающие полноценно описать связанные с этим опасности. Что уж говорить о финансовых мошенниках, которые всегда готовы поживиться за счет наивных людей, да еще и в совершенстве освоили современные технологии...

Процесс обучения детей финансовой грамотности зачастую вызывает у родителей даже больше вопросов, чем у детей: как объяснить вещи, которые пока недоступны ребенку на практике? Что делать, если ребенок не хочет заниматься? Можно ли «штрафовать» за плохое поведение и «премировать» за хорошее? Давайте разбираться.

Какой пример вы подаете детям?

Дети не слушают, что мы говорим, а смотрят, что мы делаем. Это, пожалуй, самый неприятный момент для нас, взрослых. Увы, обойтись наставлениями не получится. Если ребенок видит, что мама и папа не ведут бюджет, не относятся к ресурсам бережно, делают импульсивные покупки и не умеют планировать финансовое будущее семьи, поучительные беседы скорее всего не возымеют эффекта. Придется начинать с себя!


А что мы знаем о себе?

68% россиян не ведут бюджет

Более 60% россиян не готовы нести ответственность за свои финансовые решения

38% не сравнивают условия получения финансовых услуг перед подписанием договора

Совокупная кредитная задолженность россиян перед банками составляет более 12 триллионов рублей


Прежде чем учить ребенка финансовой грамотности, стоит внимательно посмотреть на собственную жизнь и оценить, являетесь ли вы хорошим примером. Если нет – не беда, вы с ребенком можете учиться вместе. В таком подходе есть свои плюсы – вы можете построить обучение на основе соревновательного духа, который становится отличной мотивацией. Какому ребенку не будет приятно узнать, что он оказался в чем-то успешнее взрослых. Но играть надо честно: если вы будете отлынивать от этого соревнования, ребенок быстро все поймет и начнет поступать так же.

Важно обсуждать в семье любые финансовые темы без стеснения. Никаких табу! Отвечайте на любой вопрос, даже неудобный, даже спорный, даже если вы не знаете ответ – в этом случае можно поискать его вместе. Рассказывайте ребенку, сколько стоят вещи, как вы сами планируете финансы. Не бойтесь говорить и о своих ошибках, ведь это только укрепит доверие в семье.

Нет навязчивости!

Неочевидный, но важный фактор в финансовом воспитании: не нужно навязывать ребенку эту тему. Мы же хотим мотивировать ребенка, чтобы он сам хотел развиваться и учиться. А если мы будем преследовать его с разговорами и поучениями, которые ему совершенно не интересны, вряд ли его мотивация проживет долго. К счастью, дети по природе своей очень любопытны. Родителям остается только быть внимательными и использовать моменты, когда ребенок сам задает какой-нибудь вопрос. 

Конечно, можно и самим предлагать эту тему, например, пользуясь при ребенке банкоматом, объяснить малышу происходящее или пригласить подростка к обсуждению планов на отпуск на семейном совете. Но если ваш ребенок не хочет слушать – не надо настаивать, просто еще не пришло время, вернуться к этому вопросу можно будет чуть позже.

Игра во взрослых

Чтобы новая информация не покинула детскую голову на следующий день, нужно искать возможность тут же применять знания на практике. Само собой, это не всегда возможно – детям в силу возраста недоступны многие вещи. Но кто сказал, что все должно быть серьезно? Предложите ребенку игру!

Хотите научить ребенка копить на цели? Значит, нужно здесь и сейчас выбрать первую цель и рассчитать карманные деньги так, чтобы он мог на нее накопить.

Нужно объяснить, как деньги связаны с трудом? Придумайте самую настоящую работу и оформите «трудовой договор». Ребенок может помочь вам с частью ваших рабочих задач (разобрать документы, оформить презентацию) или сделать что-то для ваших знакомых (помочь пожилой соседке с уборкой, выгулять собаку маминой подруги). 


Платить за оценки и домашние обязанности эксперты не рекомендуют
– так мы рискуем подменить мотивацию. В семье не платят за уборку,
ведь это общий дом, и в общих интересах, чтобы там было чисто.
Если мама или папа пойдут учиться, им не будут за это платить,
ведь эту работу они выполняют не для кого-то за деньги, а ради своего будущего.
Это же относится к детям.


Считаете, что пора знакомить ребенка с кредитами? Дождитесь момента, когда он попросит денег в долг, и составьте «кредитный договор». Конечно, не такой большой и сложный, как настоящий, главное соблюсти основной принцип – вернуть придется больше, чем одолжил.

Право на ошибку

Занимаясь финансовым воспитанием, важно не переусердствовать. В самом начале установите себе правило: ребенок имеет право на ошибки. Нет ничего страшного, если он так и не дошел до финансовой цели, сделал импульсивную покупку, не смог рассчитать свой бюджет. С нами это тоже иногда происходит, при том, что мы взрослые люди, а ребенок делает только первые шаги в финансовой самостоятельности.

Если что-то пошло не по плану, постарайтесь без оценок обсудить ситуацию. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку разобраться, а не вызовут у него чувство вины: Почему ты так сделал? Как это сказалось на твоем бюджете? А что было бы, если бы ты поступил по-другому? Давай поищем в сложившейся ситуации плюсы и минусы?


Воспитывая в детях финансовую самостоятельность,
мы должны действительно позволить им самим определять свои действия,
планы и покупки, а не указывать, какие из них правильные, а какие нет


Если ребенок не справился с планами, нужно помочь ему четко осознать ситуацию, но не донести, что он поступил неправильно. В конце концов, это мы можем думать, что он с чем-то не справился, а для него это мог быть осознанный выбор, потому что в его системе ценностей покупка предмета в любимой онлайн-игре действительно важнее приобретения самоката в запланированный срок.

Преступление и наказание

Ругать ребенка за ошибки в первых финансовых шагах не надо, но можно ли наказывать его вычетами из карманных денег за другие проступки? По данным опроса проекта «Дети и деньги», 63% родителей, занимающихся финансовым воспитанием, задаются этим вопросом.

Эксперты считают, что изымать «штрафы» из карманных средств не стоит. Ведь мы учим детей разумному управлению финансами, одна из основ которой – планирование. Чтобы запланировать финансовую цель, важна стабильность, регулярные поступления определенной суммы. «Штрафуя» ребенка за каждую оплошность, мы лишаем его этой определенности, в результате чего он не может достичь цели в срок и теряет мотивацию: «все равно ничего не получается, зачем тогда пытаться».

При этом существуют обстоятельства, которые могут сказываться на финансовой жизни ребенка с пользой. На встрече Клуба финансового воспитания директор Национального центра финансовой грамотности Евгения Блискавка поделилась собственным опытом: «Мы проговаривали, что есть базовые вещи, которые обеспечат родители, а есть желания, на которые дочь тратит свои карманные деньги. И за свою безответственность она платит сама». Родители покупают, например, шапку, но если дочь теряет ее, покупка новой сказывается на карманных деньгах. «Это не наказание», – отмечает Евгения – «это частичная компенсация наших расходов: в наши планы это не входило, так что придется подключиться к этим расходам самой». Эксперт отметила, что такой подход в корне изменил отношение дочери к вещам: она стала более ответственной, потому что сложилось понимание ценности вещей.

Подводим итоги

Главные правила финансового воспитания:
  1. Обсуждать деньги без стеснения, вместе искать ответы на сложные вопросы и развиваться;
  2. Давать ребенку возможность применять на практике полученные знания и не лишать необходимой финансовой стабильности;
  3. Быть наставником, но не надзирателем: наша задача воспитать самостоятельность, а не заставить ребенка поступать определенным образом, потому что родители сказали, что это правильно;
  4. Уважать выбор ребенка, помнить, что его система ценностей может отличаться от вашей и это нормально;
  5. Обсуждать сложности и разбирать ошибки, но не ругать и не осуждать ребенка.



    Об авторе:


    Надежда Русакова
    - директор направления «Проекты по финансовой грамотности» Национального центра финансовой грамотности