1. Привычка оценивать поведение, а не человека, и обсуждать с детьми их ошибки и достижения, не переходя на личности 

Личность человека и его поступки — не одно и то же. Критическое замечание в сторону ребенка скорее подрывает его уверенность в себе, чем мотивирует на достижения. Старайтесь оценить действия, проанализировать и назвать причины неуспеха, подчеркнуть сильные стороны, похвалить за старания. 

Вместо: Так ты двоечником и останешься!
Скажите: У тебя не получилось, но ты можешь в следующий раз сосредоточиться и проверить подсчет.
 
Вместо: Стирай. Садись. Два!
Скажите: У тебя уже хорошо получается пользоваться таблицей умножения, но ты пока что не научился умножать в столбик.

Вместо: Что ты как черепаха все так медленно делаешь!
Скажите: Ты работаешь медленнее, чем остальные. Ты можешь остаться дописать контрольную на перемене, я знаю, что тебе нужно чуть больше времени.

2. Привычка обращать внимание на чувства детей 

В состоянии эмоционального напряжения ребенок не может усваивать  новую информацию, в ситуации стресса в головном мозге запускаются совершенно  другие процессы. Чтобы ученику было легче справиться с переживаниями и переключиться в продуктивный режим работы, попробуйте озвучивать его эмоции. Называя чувства ребенка вслух, вы уже помогает ему успокоиться, даете право испытывать любые эмоции, демонстрируете ваше участие и поддержку.

Скажите: Вижу, ты расстроилась из-за того, что не смогла решить задачу. В следующий раз, если будет не получаться, я помогу тебе разобраться.

3. Привычка давать право на промашку и смотреть на ошибки как на важный результат

Анализируя ошибки, их суть и количество, педагог может выяснить, что именно ученик не понимает. Где-то происходит «топтание на месте» из-за прошлых пробелов, где-то ошибка возникла случайно, где-то это результат того, что тема понятна, но не отработана. Важно отследить личную динамику ребенка и зафиксировать для себя, что можно сделать, чтобы закрыть пробелы в знаниях — и открыто поговорить об этом с учениками.

В Яндекс.Учебнике система автоматически показывает учителю статистику — и для каждого ученика, и для класса — по всем решенным заданиям, включая затраченное на их выполнение время. Учителю легче быстро получить ясную картинку и сосредоточиться на конструктивных замечаниях.

Скажите: В диктанте большинство ошибок ты сделал в суффиксах -ек/-ик. Мы вместе повторим эту тему. Еще есть пара ошибок по невнимательности. В следующий раз перечитай весь текст перед тем, как сдавать диктант, это поможет их избежать.

4. Привычка учитывать личные особенности детей

Тревожным детям нужно больше поддержки и права на ошибку, меньше критики. Гиперактивным детям важно разбивать задание на понятные части и делать перерывы в работе. Утомляемым ученикам — дозированная нагрузка, медлительным — больше времени на выполнение, конфликтных надо учить думать о чувствах других людей.

Например, скажите: Я разобью задание на 3 небольших задачи, чтобы тебе было проще разобраться в ней и сфокусировать внимание.

5. Привычка находить повод, чтобы хвалить всех детей и отмечать даже малые победы и достижения

Перед тем, как критиковать или упрекнуть ученика, найдите повод похвалить. Можно, например, отметить микродостижение по рисованию, а потом уже критиковать за недоработки по математике.

Голая критика делает почти всех детей неувереннее в себе и снижает их мотивацию учиться. Дети, которых часто критикуют и редко хвалят — ведь кажется, что хвалить их не за что — и сами начинают верить, что никогда не исправятся, хотя это может не отражать реального уровня их способностей.

Вместо: С такими знаниями тебя в первый класс посадить нужно.
Скажите: Оказывается, ты прекрасно ездишь на лыжах!

_________________________________

«Учительская газета» совместно с Яндекс.Учебником публикует серию материалов, отвечающих на самые актуальные и важные вопросы из педагогической практики. В рамках спецпроекта «Уроки для учителя» эксперты и методисты Яндекс.Учебника рассказывают о том, как решать ежедневные задачи, выстраивать стратегию обучения и постоянно развиваться профессионально.

Яндекс.Учебник — бесплатный сервис в помощь учителям начальной школы с заданиями по русскому языку и математике для 2-4 классов и автоматической проверкой. Материалы для него пишут опытные методисты и авторы учебных пособий. Задания подобраны так, чтобы из них можно было составить множество уроков в рамках основной программы или дать дополнительные задания чуть выше уровнем.


Фото сайта