​ЕГЭ: эссе по русскому языку оценят по-новому

Сергей Кравцов сообщил, что в этом учебном году серьезных изменений в проведении ЕГЭ не будет.  В числе новшеств – экзамен по китайскому языку, который выпускники смогут сдавать в качестве ЕГЭ по выбору. 

Главу ведомства спросили, с чем связано усложнение в КИМах по русскому языку. По словам Сергея Кравцова, никаких усложнений не планируется. Вопрос прокомментировала Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений. Она рассказала об изменении в одном из критериев проверки эссе. 

—  После каждого экзамена интернет будоражат высказывания о том, как сделать комментарии к эссе, на какие источники могут опираться выпускники — создавались целые папки. Если тема войны в эссе, то надо использовать Шолохова «Судьба человека» и другие произведения. К сожалению, шаблонные подходы очень часто использовались. И творческая составляющая была нейтрализована, — констатировала руководитель ФИПИ. — Поэтому в этом году мы отказались от аргументации с опорой на литературный материал в эссе по русскому языку и перешли к так называемому функциональному, смысловому чтению. Надо будет работать с текстом, выражать свое отношение, искать аргументы внутри этого текста – без домашних заготовок. Это существенное изменение. Оно подстегнет к развитию умения работать с текстом – то, что понадобится в дальнейшей жизни.

Сергей Кравцов рассказал о наиболее типичных ошибках, которые были выявлены по итогам анализа результатов ЕГЭ прошлого года. 

—  Например, по истории наиболее сложными для участников были задания с исторической картой, иллюстративным материалом, — отметил глава ведомства. — По физике многие участники затруднились в решении задач разного уровня сложности прежде всего из-за слабого понимания математического аппарата, простейших расчетов. Это те умения и знания, которые формируются в 4-5 классах. Если есть возможность, [стоит] провести диагностику детей с использованием заданий ФИПИ, выявить пробелы и обратить на них внимание, — рекомендовал Сергей Кравцов.

Олег Назипов, родитель школьника из Салехарда, напомнил о том, что с 2022 года станет обязательным ЕГЭ по иностранному языку, и поинтересовался, не планируется ли разделить его на базовый и профильный уровни.

«У нас есть и модель разделения, и модель, когда экзамен один», — сообщил Сергей Кравцов. По его мнению, требуется отдельное обсуждение этого вопроса с Министерством просвещения. 

— Правда ли, что в 2019 году ЕГЭ по информатике будет сдаваться при помощи компьютера? – задала вопрос Ольга Фирсова из подмосковного города Домодедово. 

По словам Сергея Кравцова, изменений в ЕГЭ по информатике в этом учебном году не планируется. Компьютерная форма уже реализована в 9-м классе, но для ЕГЭ нужно время, чтобы технологически подготовить все регионы.

— Не нужно воспринимать это так, что сейчас есть информатика на бланках, а потом эта же модель будет просто перенесена на компьютер, — уточнила Оксана Решетникова. — Это абсолютно другой формат экзамена, более интерактивный, более интересный и отвечающий потребностям. На любое изменение в системе государственной итоговой аттестации уходит не менее двух лет. И эти два года не проходят незамеченными ни общественностью, ни профессионалами. Поэтому вы не останетесь в стороне, а увидите, услышите и ваши дети попробуют неоднократно, прежде чем в систему ГИА введется такое существенное изменение. Но мы готовимся, да. 

Был задан вопрос и о планах по введению в качестве обязательных ЕГЭ по физике и истории. Сергей Кравцов подтвердил, что такие предложения есть и они обсуждаются. Альтернативной формой проверки знаний по этим и другим предметам могут стать всероссийские проверочные работы в 11-м классе.

— Мы тоже этот вариант рассматриваем: не вводя обязательные экзамены, перейти на проверочные работы. Но этот вопрос требует обсуждения с ассоциациями, учителями, родителями. Нет еще окончательного решения, — добавил Сергей Кравцов.

ОГЭ: собеседование как допуск к экзаменам

Выпускники 9-го класса в обязательном порядке будут сдавать устную часть по русскому языку. Собеседование станет допуском к ОГЭ. 

— Планируется ли увеличение экзаменов по выбору в формате ОГЭ? — поинтересовалась Карина Хаматова, мама семиклассника из Амурской области.

— Дополнительных экзаменов в этом году точно не планируется. Так же, как и в прошлом году, у нас обязательны экзамены по русскому и математике и два экзамена по выбору. Что касается последующего – этот вопрос обсуждается. В советское время было 5 или 7 экзаменов в 9 классе.  Пока мы придерживаемся того формата, который есть. Что касается будущего, все надо внимательно обсуждать, — ответил Сергей Кравцов. 

Из Мурманской области поступило предложение разделить ОГЭ по математике по аналогии с ЕГЭ на базовый и профильный уровни. В Рособрнадзоре такую идею не рассматривают, так как образование, которое дает основная школа, является базовым для всех выпускников. «Что касается старшей школы, она профильная – в зависимости от тех результатов, которые показал выпускник в 9-м классе, и желания обучаться по той или иной профессии в вузе. И здесь уже есть стандарты профильного уровня и, соответственно, разделение экзамена», — добавил Сергей Кравцов.

Людмила Миронова, мама школьницы из Череповца, спросила, не придется ли ребятам, поступившим после 9-го класса в техникумы и колледжи, сдавать ЕГЭ по окончании ссуза для дальнейшего обучения в вузе. По словам Сергея Кравцова, введение ЕГЭ для выпускников техникумов не планируется. Однако, он добавил, что проблема существует: «Конечно, вузы должны объективно подходить к оценке выпускников учреждений СПО, которые поступают. Вот здесь есть проблема». 

ВПР: повод оставить на второй год

Еще одна тема, которая беспокоит родителей сегодня – это всероссийские проверочные работы. Глава Рособрнадзора сообщил, что в этом году их будут сдавать обязательно ученики 4-х, 5-х и 6-х классов и добровольно - 7-х, 8-х и 11-х. Кроме того, 16 и 18 октября в школах пройдет национальное исследование качества образования по географии, а в апреле — по физкультуре. 

Говоря о ВПР и НИКО, он обратил внимание на несколько важных навыков школьников, которым необходимо уделить больше внимания. Первый — это развитие самоконтроля. «Не всегда ребята смотрят на правильность выполнения задания и записи ответов. Это мы видим и в ЕГЭ и на ВПР», — констатировал Сергей Кравцов. 

Второй навык — владение речью. «Не случайно мы вводим устную часть в русском языке, в иностранном языках. Это очень важное умение, которое необходимо любому школьнику, на него тоже нужно обращать внимание», — прокомментировал руководитель Рособрнадзора.

Отдельно он остановился на проблеме необъективной оценки результатов ВПР. Летом Рособрнадзор опубликовал список школ, в ней уличенных. «Мы не принимаем административные меры к этим школам, но мы максимально публично рассказываем, что такая ситуация в школе есть. И задача педагогического коллектива и директора эту ситуацию поменять», - заявил глава ведомства.

Есть ли смысл проводить ВПР в выпускных классах, поинтересовалась мама выпускницы Наталья Зырянова из Салехарда.

—В чем их смысл? Они могут не влиять на оценку в аттестате – это решает сама школа, — уточнил Сергей Кравцов. — Но мы увидели такую проблему: в 10-11 классе у многих идет подготовка только на сдачу ЕГЭ. А должно быть широкое, разностороннее образование, как было в Советском Союзе, как во многих иностранных государствах. Всероссийские проверочные работы [пишутся] по тем предметам, которые не сдаются на ЕГЭ и не влияют на поступление в вуз, — ответил Сергей Кравцов, пояснив, что результаты ВПР в выпускных классах позволят увидеть срез знаний старшеклассников и скорректировать программы соответствующим образом. 

В ходе встречи выяснилось также, что результат ВПР может повлиять на перевод ребенка в следующий класс. Алла Виноградова, мама пятиклассницы, рассказала: «В прошлом году наши дети впервые писали ВПР по русскому языку и математике. Они очень волновались. Ходило много слухов, которые нам никто толком не мог ни подтвердить, ни опровергнуть. Например, что если ребенок написал ВПР недостаточно хорошо, то его могут оставить на второй год, поскольку 4-й класс является выпускным классом начальной школы…»

— Что касается перевода и оценок – это на усмотрение школы. Школа может засчитывать их как итоговую контрольную работу, как диагностическую контрольную работу. Это вопрос не к ВПР, а к общей успеваемости школьника. Если педагогический совет такое решение принимает, то да, есть форма оставить ребенка на второй год. Но мы не влияем на эту ситуацию никак. Все решается на уровне школы, — ответил Сергей Кравцов.

Объективность и видеонаблюдение

В мероприятии принял участие Руслан Салимгареев, выпускник, первым в истории российского образования набравший 400 баллов на ЕГЭ, а также максимум баллов на дополнительных испытаниях в МГУ. Он поинтересовался, какое внимание сегодня уделяется олимпиадному движению. 

—Само олимпиадное движение – это абсолютно правильно, выявление действительно талантливых ребят. Проблема в объективности. Два года назад мы читали об утечках заданий всероссийского, региональных этапов. Мы знаем, что не всегда задания соответствуют школьной программе. Мы ушли от заданий с выбором ответа, а в олимпиадах эти задания бывают. Не всегда школьники подтверждают 75 баллов. Есть определенные вопросы у меня как у руководителя контрольного ведомства к процедуре проведения олимпиад и возможно к содержанию, — перечислил Сергей Кравцов.

Он рассказал, что эта тема уже обсуждалась с министром просвещения Ольгой Васильевой, так же, как и вопрос незаслуженных медалей.

— Я за олимпиады, но я за то, чтобы они проходили объективно, и чтобы ребята, которые участвуют в них, были в равных условиях, — добавил глава Рособрнадзора.

Сразу несколько вопросов касалось организации видеонаблюдения. Например, Ирина Губкина, мама девятиклассника из Салехарда, спросила, будет ли онлайн-наблюдение на ОГЭ. «Очень бы хотелось как родителю посмотреть, как будет проводиться процедура, и в то же время заранее подготовить ребенка к тому, чтобы он спокойно относился к этой ситуации», — пояснила она. Динара Агова из Черкесска поинтересовалась, будет ли видеонаблюдение на итоговом сочинении. 

— Оно нужно прежде всего для того, чтобы все были в равных условиях, и на апелляции можно было посмотреть и убедиться в той или иной ситуации в ходе экзамена. У нас есть онлайн-наблюдатели, которые смотрят, чтобы экзамен проходил в нормальном режиме, — пояснил Сергей Кравцов. — Что касается девятых классов, это решение региона. Если такая возможность есть, то технология используется. У нас есть проблемы с объективностью экзаменов в девятом классе. 

То же самое, по его словам, касается и итогового сочинения. 

Сергей Кравцов обратился к выпускникам школ, присутствовавшим в зале, с вопросом, как они относились к наличию камер в аудиториях. Алина из Ставрополя, первокурсница Финансового университета при Правительстве РФ отметила, что присутствия камер не ощущала. «Ты не замечаешь, что кто-то сзади открыл бутылку с водой, что на тебя смотрит камера, что за окном пролетела птица. Ты решаешь КИМ, и вокруг ничего нет», — поделилась впечатлениями девушка. 

Руслан Салимгареев не был столь однозначен.

— Нам в школе рассказывали, что на апробации у человека упал носовой платок, он за ним наклонился, выпал из поля зрения камеры, и из-за этого его могли бы удались с экзамена. В целом на камеры я внимания не обращал, но старался, чтобы у меня ничего не упало, — рассказал он.

Глава Рособрнадзора «абсолютно ответственно» заявил, что если подобная ситуация, не связанная со списыванием или использованием мобильного телефона, случится на экзамене, ничего страшного не последует.

В финале встречи Сергей Кравцов рассказал о планах ввести в школах еще одну оценочную процедуру. Она будет проверять креативные способности учеников. 

— Это не ЕГЭ, не аттестации, но такая работа нами запланирована. [Креативность] — это важная компетенция современного школьника, современного человека. И я думаю, когда будет принято решение, мы обязательно эту модель будем обсуждать и найдем приемлемую форму использования ее в оценочных процедурах.

Кстати, на днях стало известно о том, что Рособрнадзор и уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Анна Кузнецова запустили совместный мониторинг воспитательных программ в школах. Похоже, оценивать школы и учеников будут еще чаще.