​Так что вполне закономерно, что третья за последние шесть лет МКСО прошла в России, причем сразу в двух городах – Санкт-Петербурге и Москве. Предыдущие конференции состоялись в Берлине и Рио-де-Жанейро. На них постулировалось, что родители имеют безусловное право на самостоятельное обучение детей в семье, а государство ни в коей мере на это право посягать не может. В России, при том что не многие об этом знают, семейное образование поддерживается законодательно. Эта форма обучения признается федеральным законом об образовании с 1992 года.

Родителей, недовольных качеством знаний, получаемых в российской школе, и снижением мотивации детей к учебе, с каждым годом становится больше. Семейное образование в таких условиях выглядит привлекательной альтернативой и имеет все шансы на процветание, тем более, когда приводят данные о том, что дети, учась дома, могут достигать хороших академических результатов, позволяющих поступать в самые престижные вузы.

Цифра

Во всем мире в семьях учится порядка 3 млн детей: большая часть из них – в США (около 2 млн), в Великобритании – более 100 тысяч детей, причем исследования показывают, что они демонстрируют результаты выше, чем учащиеся государственных школ. В России официально на домашней форме обучения числится порядка 30 тысяч детей, однако, независимые оценки говорят о 200-250 тысячах.

Среди выступающих на конференции разработчиков программ и издателей учебников для хоумскулеров, юристов, правозащитников, политиков были сенатор Елена Мизулина и депутаты Государственной Думы РФ Виктор Зубарев и Инга Юмашева. Парламентарии согласились с тем, что опыт хоумскулинга требует изучения и распространения. Елена Мизулина, вслед за экспертами, отметила, что разница в программе между обучением в семье и школе не так уж велика: «семейники» учатся по стандартным учебникам, проходят стандартные аттестации и проблем с социализацией у них нет, потому что они больше времени уделяют занятиям спортом, искусством, музыкой.

Стоит отдать должное организаторам конференции, которые постарались наполнить ее повестку не только программными заявлениями, но и разбором вопросов, по-настоящему волнующих родителей. Среди посетителей МКСО их было много, и у каждого свои причины перевода детей на домашнее обучение: академические ожидания, особые потребности ребенка, религиозные взгляды. В то же время необходимо помнить, что учеба на дому – это не просто выбор взрослых, но и вынужденная необходимость, например, для особенных детей или для юных жителей в удаленных районах нашей страны. Некоторых родителей интересовали правовые основы семейного образования, каким образом оно помогает передавать духовные ценности и поступать в Гарвард и Йель, но еще больше они ждали ответов об учебных программах, планировании учебного процесса, мотивировании детей, распределении обязанностей в семье.

Об опыте домашнего обучения красочно рассказывали иностранные гости МКСО, семьи из Америки, Филиппин, Кении. Их монологи носили мотивационный характер. После них родители выглядели воодушевленными. Стоит отметить, что не у всех пап и мам есть время и компетенции для того, чтобы дать своему ребенку необходимые знания. В такой ситуации помогает общение родителей между собой, обогащение друг друга, поддержка и помощь в подготовке. Тот из родителей, у кого нет уверенности в преподавании какого-либо предмета, общаясь с теми, кому этот предмет интересен и приносит радость, может развить в себе нужные навыки и затем продолжить работу со своими детьми. Тем более, что этот бесценный опыт саморазвития через личное отношение родителя должен особенно мотивировать к познанию мира и самого ребенка.

Кроме того, на помощь родителям приходят и современные технологии, делающие процесс семейного образования гибким и отвечающим современным запросам. Обучение через интернет, конечно, не панацея, но оно дает гарантию получения качественных знаний, при этом позволяет родителям и детям максимально свободно распоряжаться своим временем и не зависеть от репетиторов и школьных учителей. К тому же, сейчас в Интернете можно не просто читать электронные учебники и просматривать видеоуроки, но и полноценно учиться, например, в становящихся с каждым годом все более популярных и масштабных электронных школах. Инициатива их создания, что интересно, принадлежит именно семьям, в которых дети нуждались в семейном образовании: спортсмены, музыканты, дети с ограниченными возможностями или живущие за границей, о чем в практической части конференции рассказал представитель образовательного онлайн-проекта InternetUrok.Ru, в рамках которого несколько лет назад в ответ на просьбы родителей появилась «Домашняя школа».

Главным итогом конференции МКСО можно считать появившуюся, по крайней мере, у ее участников, уверенность в беспрепятственном положительном развитии семейного образования. Однако родителям важно помнить, что ответственность за выбор домашнего обучения падает на них, а потому они должны не полагаться только на себя, но и тщательно подходить к методам и инструментам, которые помогут детям учиться хорошо. Но здесь они не одни, им всегда помогут.

Фото пресс-службы МКСО