Считавшиеся редко встречаемыми в школьных учебных программах предметы "Программирование" и "Робототехника" в школах Англии осваиваются, например, уже на уровне начального образования. Во Франции также в начальной школе изучаются простые механизмы, электрические схемы, производство энергии и производство в общем виде. Учащиеся здесь заняты выполнением небольших проектов с применением компьютеров, а в средней школе осваиваются методы производства, маркетинга, применение компьютерных программ САD/САМ. В Китае же предметная область "Технология" включает освоение практических навыков использования компьютерных технологий и механических устройств с микроконтроллерами, микросхемами, цепями управления и программными средствами.

Структура и принципы формирования программ и учебных планов в системах образования развитых стран во многом имеют общую идею – необходимо подготовить учащихся к жизни в быстро изменяющемся технологическом мире, научить выявлению технологических проблем и их решению проектным методом, результатом которого является планирование, изготовление и внешняя оценка продукта.

Для России развитие технологического образования становится особенно актуально в силу необходимости форсированного перехода на высокотехнологичные отрасли экономики.

7 мая опубликован новый указ Президента России "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Указом Правительству Российской Федерации поручается обеспечить решение одной из ключевых задач в сфере образования: речь идет об обновлении содержания и совершенствовании методов обучения в предметной области "Технология".

Решению этой задачи уделяется внимание и в главе "Новое технологическое образование в школе и СПО" доклада "12 решений для нового образования", представленного профессиональному сообществу Центром стратегических разработок и Высшей школой экономики. Данный доклад предлагает, в частности, обновление технологического образования в школах и колледжах, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и непосредственно технологиям, создание современных технологических мастерских, использование сетевых форм с участием вузов и колледжей, детских технопарков, внедрение новых форм оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.

Показательным является тренд на запрос учителей на обновление содержания применительно к технологическому образованию. Педагоги технологии порядка шестисот школ из различных регионов России, участвовавшие в опросе, отметили, что под содержательным обновлением предмета "Технология" они понимают освоение тем, связанных с цифровыми прикладными средствами: компьютерная графика, анимация, изготовление изделий на 3D-принтерах, программирование робототехнических комплексов. Именно в этих видах деятельности педагоги испытывают дефицит методической подготовки, программного, технического и инфраструктурного обеспечения.

Авторами доклада "12 решений для нового образования" рассмотрено три сценария реализации расходов на образование. Наиболее приемлемыми являются оптимальный (требует роста доли расходов до 4,8% ВВП и дает максимальный эффект для страны) и базовый сценарии (потребность в дополнительных бюджетных средствах 4,57 трлн. руб. на шесть лет). При реализации этих сценариев в российских школах будет развиваться технологическое образование, отражающее задачи и приоритеты технологического развития экономики страны. Предметная область "Технология" будет интегрировать содержание образования из ряда предметов, в том числе, математики, информатики и естественных наук. Она станет местом формирования компетенций XXI века, в том числе предметных, метапредметных, гибких и цифровых, реализации современных образовательных методик, включающих проектные и исследовательские подходы.

Начиная с начальной школы на базе предметной области "Технология" в таком случае будет создана образовательная среда формирования общих и продвинутых технологических компетенций (включая всеобщее освоение навыков программирования, анализа данных, цифровой грамотности, конструирования), организовано проведение олимпиад школьников по "Технологии" в формате, приближенном к решению реальных прикладных задач; внедрение моделей "технологических практик" для школьников (погружение в технологически насыщенную среду, профессиональные пробы); разработка и внедрение новых форм аттестации и оценивания по предмету "Технология" (сертификаты по компетенциям, портфолио, комплексные экзамены). Новая учебная программа предмета "Технология" будет содержать учебно-методические модули, разработанные в сотрудничестве со специалистами образования и производства при участии колледжей, учреждений дополнительного образования, технопарков (например, сети Кванториумов) и других заинтересованных структур в регионах страны. Эти модули будут проходить апробацию и входить в общую федеральную базу. У образовательной организации будет возможность создать собственный курс с учетом локальных потребностей и потребностей региональной экономики.

Очевидно, что результатами получения необходимых практических навыков будут умение работать в программах компьютерной графики и промышленного дизайна, 3D-моделирования, прототипирования; использование методов технологий цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивных технологий; освоение приемов программирования робототехнических комплексов и систем автоматического управления. В этой связи тематика предметной области "Технология" будет содержать, в частности, такие темы, как "Инженерный дизайн CAD", «Прототипирование", "Электроника", "Электроэнергетические технологии", "Лазерные технологии", "Интернет вещей", "Ландшафтный дизайн", "Мультимедийный дизайн" и др. В этом случае обучающиеся будут иметь возможность сформировать собственную образовательную траекторию с набором компетенций с учетом международных лучших практик, в том числе, Ворлдскиллс, и сформировать портфолио накопленных профессиональных квалификаций уже на уровне обучения в школе.

Об авторе:

Никитин Игорь Михайлович – ведущий эксперт Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ

Читайте также: