Список приоритетов (и все в первую очередь) зашкаливает: память, речь, мышление, инициатива, равновесие, воображение, фонематический слух, сенсорика, креативность, ловкость, глазомер, мелкая моторика… Это только первая страница «номенклатуры ребячьих дел». Планируя жизнь ребенка в детском саду воспитатели стараются учесть все направления развития. Все расписано по часам и минутам, все просчитано и уложено в рамки режима и сеток занятий. По два, по три занятия в день – только бы ничего не упустить. А еще вечером дополнительные занятия, кружки по интересам.

Однако, уникальность и особенность дошкольника в том, что наиболее успешно его развитие происходит в самостоятельной, возникающей по собственной инициативе игровой, творческой, коммуникативной и исследовательской деятельности. Именно в это время закладываются такие базовые характеристики, как самостоятельность, инициативность, креативность, познавательные способности и т.д. Как раз те, которых порой так не хватает взрослым. И было бы непростительным расточительно относиться к детскому времени и праву ребенка на развитие.

Когда мы говорим «самостоятельная деятельность», то предполагаем, что это не регламентируемая педагогом деятельность. Однако в контексте статьи педагог для возникновения такой деятельности необходим. Просто в его роли выступает предметно-пространственная среда. По убеждению итальянского педагога Лориса Малагуцци, среда для дошкольника является третьим учителем после семьи и педагога. Окружающее пространство должно усиленно работать на ребенка, на его развитие. Оно должно быть весьма настойчивым в своих призывах к деятельности, предлагая детям огромный выбор возможностей для экспериментирования, общения, творчества, игры.

Определенные стандартами задачи по созданию развивающей среды с разной степенью успешности реализуются во многих детских садах. В каждой группе есть книжный уголок, физкультурный, центр творчества, конструирования, настольных игр, театральный, музыкальный и другие. Однако, элементарный подсчет времени, которое отведено для самостоятельной деятельности показывает, что у детей крайне мало возможности использовать развивающий потенциал этих зон. Редкий детский сад может реально (режим на стенде – не доказательство), похвастаться тем, что способен выделить хотя бы 40 минут для абсолютно самостоятельного выбора детьми своей деятельности.

Постойте, но, ведь есть еще прогулка. И, даже две! Согласно санитарным нормам, на участке ребенок должен проводить не менее 3,5 – 4 часов в день. Подумать только, это третья часть стандартного времени (12 часов) пребывания детей в детском саду! Огромный временной ресурс!

Дети очень любят гулять. И столь ценимая взрослыми «роль свежего воздуха» у самих детей отнюдь не в списке важнейших задач. А важнейшая задача у малыша все та же – развиваться. Развиваться без всяких перерывов, каждую минуту. Развивать все, согласно «номенклатуре важных ребячьих дел», и при этом, желательно все одновременно. Дети бегут на площадку, потому что там, наконец-то, можно то, до чего не дошли руки (ноги, голова, голос) в группе, но это крайне необходимо. Необходимо для физиологического, эмоционального, интеллектуального и социального развития. Там, на площадке можно покричать, побегать, полазать, попрыгать, зарыться по локоть в песок! Или присесть на корточки чтобы выяснить, куда это муравей травинку тащит… Или забраться под мохнатые еловые лапы, устроив себе наблюдательный пункт. И ведь именно это дети и делают. Они всеми способами показывают взрослым, что актуально для их развития.

Следуя психолого-педагогической логике (и совести), взрослые, как минимум, не должны мешать этому. А в идеале, напротив, поощрять, стимулировать и создавать условия для возникновения разнообразной самостоятельной деятельности.

Поощрять, да еще и создавать условия для бега, прыгания, лазания?! И это в условиях, когда безопасность ребенка в организации ценится превыше всего! Проблема безопасности, а вернее, проблема выученной беспомощности, которую мы в погоне за безопасностью развиваем в детях путем ограничения их двигательной активности, стоит очень остро, и уже принимает опасные для развития дошкольников очертания. Но это тема для другой статьи. Мы же предлагаем рассмотреть прогулочную площадку с точки зрения ее ресурсности для возникновения других видов деятельности детей.

Каким же образом может выглядеть площадка, ориентированная на развитие ребенка? Для того, чтобы предоставить ребенку возможности разностороннего развития, на площадке могут быть созданы условия по аналогии с группами. Конечно, нельзя не учитывать то, что наша страна разнообразна по своим климатическим особенностям. И не все можно воспроизвести. Однако, задавшись целью, воспитатели обязательно найдут наиболее оптимальный для своих условий вариант.

К примеру – конструирование. Конструирование на улице – это не только кубики. Хотя, почему бы и не кубики? В средней полосе нашей страны минимум 5-6 месяцев можно предоставлять детям возможности для конструирования из крупного строительного материала на веранде. Мягкие строительные модули также позволяют детям строить жилые комнаты, транспорт. Однако, уличная площадка имеет уникальный в сравнении с группой пространственный ресурс. Размеры площадки позволяют достраивать и перестраивать пространство, не нарушая границ других видов деятельности. Причем, каждый раз по-новому, в зависимости от решаемых детьми задач. С помощью нехитрых средств, таких как небольшие и не тяжелые доски, пластиковые ящики из-под овощей, спилы деревьев можно выстраивать полосы препятствий, строить шалаши и домики.

Интересен опыт наших коллег из-за рубежа. Для конструирования среды на площадке они используют специально изготовленные полые деревянные кубы большого размера. Некоторые – закрыты со всех сторон, некоторые – имеют только 5 закрытых сторон. Кубы и параллелепипеды легкие, но прочные. Их легко ставить друг на друга, создавая ступени. Между ними можно прокладывать доски (мосты, пути). Вся эта деятельность по конструированию не только развивает воображение, но и пространственное восприятие, мышление. А конструирование из снежных или замороженных ледяных кирпичей зимой? Это ли не вариант для северных районов?

Конструирование на площадке очень тесно связано с сюжетной игрой. Полоса препятствий – это уже задел для приключенческой игры: отважные пираты, высадившиеся на скалистый остров, астронавты на другой планете или рыцари в поисках дракона. Доска, поставленная на кубы – это прилавок магазина. Формирование ассортимента магазина – это самый важный процесс как с точки зрения увлекательности для ребенка, так и с точки зрения его развивающего эффекта. Горка песка – сахар, мелкие камушки – конфеты, крупные – картошка, веточки – спагетти, листики – деньги… Лоскуты ткани, наброшенные на малые формы, трансформируют среду под сюжет игры (палатка путешественника, лисья норка, пещера древнего человека). Лоскуты ткани, наброшенные на плечи – образ (плащ рыцаря, принцесса, человек-паук и т.д.). Все это сравнительно доступные и не требующие материальных вложений средства, которые содержат в себе гораздо больший развивающий потенциал, чем, к примеру, очаровательный пластиковый домик со ставеньками.

Благодаря внедрению ФГОС дети, наконец-то, закрепили за собой право на уединение. В группах стали создаваться специальные тихие, мягкие зоны, удаленные от общей активности. Но, кто сказал, что на улице нет места таким зонам? Ограниченное пространство, которое так любят дети, не означает недоступное для контроля воспитателем. Ширмы, наброшенная на ветку дерева или на малую форму легкая ткань, даже разрешение посидеть под еловыми лапами и даже простая картонная коробка – все это поможет сделать прогулку еще более притягательной для ребенка.

Зона рисования по традиции закрепилась за асфальтными дорожками, но есть еще замечательный ресурс стен веранд и заборы, на которых в некоторых детских садах закрепляют грифельные доски.

Когда речь заходит о детской экспериментально-исследовательской деятельности детей, то в первую очередь упоминают экспериментирование с природным материалом. И, казалось бы, где как не на уличной площадке для этого уже изначально созданы все условия? Вот песок: то сухой, то мокрый. Вода во всех ее состояниях: лужи, снег, лед. Можно не переживать, что что-то прольется, просыплется, что испачкаются руки. Все так. Однако, природными объектами исследовательский интерес малышей не ограничивается. Для ребенка представляет интерес все, что движется, вращается, катится. Все, что измеряется, взвешивается, пересчитывается, тонет, всплывает. Все, что стучит, звенит, шелестит, гудит. И у него должна быть возможность измерять, звенеть, крутить и т.д. Короб со всякой всячиной должен быть в особом почете на каждой детской площадке. Именно в таком коробе, среди того, что в нашем понимании называется хламом, и скрыт источник развития воображения, творческого мышления, самостоятельности инициативности и т.д. Это именно та предметная среда, которая должна манить ребенка, призывать к действию с собой. Что может служить наполнением такого короба? Самый универсальный и легко доступный материал – разнообразные остатки после ремонтных работ (естественно, никогда не использовавшиеся по прямому назначению): гибкие гофрированные трубы разного диаметра, гладкие ровные пластмассовые трубы разной толщины и длины, сантехнические соединители для труб, велосипедные колеса, тубы от рулонов ковров или линолеума, тубы, разрезанные вдоль в виде желобов, паркетные доски, куски проволоки для скрепления материалов, отрезки веревок и т.д. Это могут быть хозяйственные принадлежности: вешалка-«плечики» (для изготовления весов), воронки, дуршлаги, пластиковые бутылки разных форм, расцветок и размеров, жестяные банки от консервов, красок, разных размеров; кулинарные щипцы, кулинарные формы, крышки от пластиковых ведер и т.д. Все это богатство – мощный ресурс как для стимулирования исследовательской деятельности, так и сюжетной игры. Опыт показывает, что материалы такого рода сами подсказывают детям способ их использования. Т.е. по сути являются автодидактическими. Однако, при желании, воспитатель может и организовать специальный уголок, где способ действия будет задан уже изначально. Например, зона взвешивания предметов. Или «музыкальный» уголок. Закрепленные на заборе (к примеру) разнообразные металлические крышки, банки, или подвешенные трубки разной величины предоставят возможность ребенку поэкспериментировать со звуком.

Конечно, нельзя не согласиться, что организованные таким образом игровые площадки очень далеки от того образа идеального порядка, который педагоги стараются создать, исходя из своего взрослого понимания эстетики участка. Но и с тем, что именно такие площадки предоставляют ребенку больше возможностей для развития, не поспоришь. Здесь все зависит только от того, что конкретный воспитатель или учреждение заявляют для себя как непреложную ценность. Если для взрослых возникновение инициативы у дошкольника важнее, чем просыпанный на веранде песок, если развитие воображения ценнее, чем не первой свежести тряпка, если лабиринт, созданный из сантехнических труб, не оскорбляет эстетического взора, а какофония жестяных банок – музыкальный слух, то педагог всегда найдет возможность соблюсти баланс между «нужно/важно» и «хаос/бардак».

Об авторе:

Лариса Логинова – эксперт лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ

Фото из архива автора