На одной ступени

«Сингапурская система» помогает развить у детей навык индивидуального обучения и критическое мышление. Методика похожа на конструктор, состоящий из 250 конкретных тезисов и фраз. Педагог подбирает подходящие и формирует урок по готовому модулю. Центральной фигурой на уроках является ученик, а не педагог. Большую часть учебного материала школьник постигает сам. В школе № 1368 эту методику, в том числе, используют на уроках русского языка и литературы. В формате обсуждения дети учатся формулировать мысли, давать развернутые ответы, рассуждать и критиковать. Более того, «сингапурская система» помогает отстающим ученикам адаптироваться в классе: в процессе коллективного творчества все участники равны. В такой равноправной беседе они получают внимание и могут свободно высказаться, что порой не так легко сделать в привычной школьной обстановке.

На уроках по «сингапурской системе» школьники знакомятся с форматом работы, с которым потом столкнутся в вузах – это семинары, на которых дети дискутируют и обсуждают проблемы. Учитель в этой ситуации оказывается на одной ступени с учениками – он тоже участник дискуссии и их собеседник. В школе № 1368 на «сингапурских» уроках русского языка и литературы ребята нередко громко спорят, обсуждают, высказывают свои мысли перед всеми, они раскрепощены, потому что знают, что их никто не осудит, что они не на экзамене, а в процессе свободного общения. Ученики распределяются на группы по 4-5 человек и садятся друг напротив друга. По словам учителя русского языка и литературы школы № 1368 Светланы Растворовой, в таком формате гораздо удобнее обсуждать тему урока и обмениваться впечатлениями. Когда класс разделен на несколько групп, педагог распределяет темы на блоки и предлагает командам подготовить тему, чтобы затем презентовать ее остальным ученикам. Такой способ изучения темы, когда детям приходится самостоятельно добывать информацию и учиться анализировать пройденный материал, а не заучивать его со слов педагога, по мнению Светланы Растворовой, самый действенный.

С ног на голову

Еще одна система – «перевернутый класс» – появилась в США в помощь ученикам, пропустившим занятия. В «перевернутом классе» все «переворачивается» с ног на голову. Дети сначала знакомятся с новой темой дома, погружаются в теорию, смотрят видео-уроки, делают домашнее задание и только потом в классе обсуждают материал под руководством педагога. В школе № 1788 методику «перевернутого класса» решили попробовать на всех ступенях – от начальных классов до старших. И эксперимент дал положительный результат: дети стали лучше концентрироваться на занятии. Более того, методика экономит время: педагог больше не ретранслятор информации, его роль заключается в модерации урока, он, по сути, становится, тьютором. По словам учителя истории школы № 1788 Тимура Алексеева, интернет предоставляет большие возможности для самостоятельной подготовки к уроку, в том числе, благодаря видео-лекциям, которые дети чаще всего используют в качестве источника информации. Онлайн-уроки могут донести информацию в лаконичной форме, они наглядны и удобны: если ученик не понял материал, он всегда может пересмотреть видеоурок.

Методист образовательного проекта InternetUrok Юрий Гребенюк убедительно доказывает, что видеоуроки и онлайн-обучение делают процесс образования максимально мобильным и удобным: «Они не привязывают ребенка к школе. В любое время суток из любой точки мира он может зайти на сайт, чтобы посмотреть видео, прочитать конспект, проверить свои знания или задать вопрос учителю. Ученик может осваивать материалы в любом комфортном для себя темпе. Не надо никого ждать или догонять, всегда можно поставить урок на паузу». В школе видеоуроки помогают учителям, так как обладают большим мультимедиа-ресурсом (анимациями, иллюстрациями), могут служить вводной частью для обычного урока, после которой проходит обсуждение нового материала. Видеоуроки удобны при использовании концепции «перевернутого урока», а также решают проблему обеспечения равного доступа к образованию, что важно для школ в отдаленных регионах.

Трансформируйте!

По данным международного исследования SACERS, которое оценивает образовательную среду с точки зрения организации пространства, в столичных школах не хватает помещений для творчества и мест для игр.

А вот в школе № 1392 им. Д.В. Рябинкина один из учебных корпусов был построен с учетом нового подхода к организации учебного пространства и современных архитектурных требований. Учебное пространство здесь напоминает финские школы, где есть опенспейсы со стеклянными перегородками и трансформируемая мебель. В библиотеке специально установлена удобная мягкая мебель, есть читальный зал и конференц-зал. В школе № 1392 классы-трансформеры разделены на две половины: в одной дети изучают теорию, в другой – параллельно осваивают практическую часть и проводят опыты.

По словам директора Дениса Бахарева, в школе созданы условия и для передвижения детей с ограниченными возможностями: в здании нет высоких порогов и замкнутых пространств.

Как в Хогвартсе

В гимназии им. Е.М. Примакова школьники с 5-го по 11-й классы организованы в так называемые «дома», в рамках которых дети заняты в течение всего дня. По британской системе House System гимназистов распределили на четыре «дома», которые соответствуют сторонам света (North, South, West, East). В течение учебного года «дома» участвуют в жизни школы, соревнуются друг с другом в спортивных мероприятиях, олимпиадах, а в финале каждого модуля определяется лучший «дом».

Метод House System объединяет школьников разных классов, дает возможность находить общий язык друг с другом и выстраивать доверительные взаимоотношения с педагогами. Каждый «дом» курирует свой педагог-наставник, который отвечает за развитие и коммуникацию внутри «домов».

Города из песка

Отдых – это тоже важный элемент школьной жизни. Снижению утомляемости, уровня стресса у детей могут поспособствовать самые разнообразные методики, главное, чтобы педагог-психолог или классный руководитель грамотно их подобрали. Так, например, в школе № 2117 на занятиях песочной терапией (sand art) дети под музыку создают аппликации и анимацию из различных видов песка. Такие занятия развивают речь, помогают высказывать свои ощущения вслух. Дети разного возраста с одинаковым интересом используют цветной и кинетический песок, создавая фантастические пейзажи и города. По словам воспитателя дошкольного отделения школы № 2117 Валентины Егоровой, контакт с песком вводит ребенка в состояние, близкое к медитации. В процессе работы с природной субстанцией ребенок учится рефлексировать и выстраивать коммуникацию с окружающими.

А в школе № 1354 «Вектор» на уроках китайского языка проводятся расслабляющие пятиминутки. Дети под руководством учителя делают массаж акупунктурных точек. Зрительную нагрузку снижают упражнения для глаз. Педагог китайского языка школы № 1354 Лидия Яринич использует на уроках гимнастику «Чудесные упражнения для глаз», которую она обнаружила в одном из китайских учебников. В основе такой системы лежат древние практики цигун.

P.S.

А какие зарубежные образовательные, творческие и психологические методики взяли на вооружение вы? И что, на ваш взгляд, стоит перенять у российского образования другим странам?

Фото из архивов школ №2117, №1392 и гимназии им. Е.М. Примакова