Два в одном

Заглянув в эту подмосковную гимназию, созданную в соответствии с современными архитектурными и образовательными веяниями, вы увидите, что это учебное заведение не похоже на обычную школу. В ней предусмотрены обширные общественные пространства для отдыха и проведения мероприятий, зона коворкинга, классы-трансформеры, которые одновременно отвечают разным учебным задачам. Интересно, что здесь в единый образовательный комплекс входит как школа, так и детский сад. В США эта практика осуществляется весьма успешно и давно доказала свою эффективность. В России же такие проекты являются пока экспериментальными. В гимназии тоже решили пойти по этому пути и объединили под одной крышей школьное и дошкольное отделения.

«Это очень удобно для интеграции и преемственности, - уверена Дарья Фадеева. – Школьники более тесно общаются с дошкольниками. После уроков второклассники приходят в гости к дошкольникам и вместе читают книги, а старшеклассники пробуют себя в роли учителей».

Так, ученик 10 класса Олег, призер многих олимпиад, впервые попробовал себя в роли учителя именно в дошкольном отделении, где прочитал лекцию по астрономии для подготовительной группы. Вместе с будущими первоклашками они затем выбрали темы для лекций, которые проходили в течение первых двух учебных модулей.

Большое значение эта совместная работа имеет и для дошкольников: они знают в лицо педагогов, начинают хорошо ориентироваться в здании. Это делает переход из детского сада в школу безболезненным. Таким образом, удается избежать обычной изолированности, которая неизбежно бывает у детей в детском саду. Дети не находятся в своих группах постоянно: занятия танцами и рисованием проходят в других помещениях дошкольного отделения и даже на «школьной» территории, а на занятиях плаванием воспитанники подготовительной группы сначала занимаются в маленьком бассейне детского сада, а потом переводятся в большой школьный бассейн.

В школьном корпусе также проходят концерты и другие общешкольные мероприятия, в которых участвуют даже самые младшие воспитанники. Подготовительные группы уже выступают на большой сцене актового зала. «В этом году на новогодних и рождественских спектаклях дети выступали на главной школьной сцене, - рассказывает заместитель директора. – Их первыми зрителями стали родители. Обычно в отчетном концерте принимают участие сразу несколько групп, поэтому в зале почти не было свободных мест. Наши воспитанники отлично справились и не растерялись, выйдя на большую сцену». Дошкольное отделение также участвует в благотворительной школьной ярмарке наравне с гимназистами. Дети готовят в мастерских поделки, картины для продажи, а на самом мероприятии у каждой группы есть свой стол в торговых рядах.

При таком подходе выпускник детского сада, пришедший в первый класс – это уверенный в своих силах и любознательный ученик, которому нравится процесс обучения, он уже научился получать удовольствие от этого процесса, освоился в школе и готов к дальнейшим открытиям.

Играть всегда, играть везде

Несмотря на то, что современный мир предъявляет высокие запросы к молодому поколению, нельзя забывать, что главная деятельность для детей дошкольного возраста – игровая. Одна из проблем современного дошкольного образования – сокращение роли игры в образовательном процессе, а именно в игре ребенок – хозяин своей деятельности. Ставя перед собой цель воспитать лидера, активного и ответственного гражданина, не стоит забывать, что дошкольный возраст – один из самых важных в развитии ребенка, его задача – не просто подготовить к школе, но развить в ребенке воображение, мышление, научить действовать по правилам, принимать на себя ответственность и много других функций, которые станут фундаментом дальнейшей жизни. «Мы активно используем сюжетно-ролевые игры, - поделилась опытом Дарья Фадеева. – Именно во время игры ребенок самостоятельно придумывает и воплощает свой замысел, вступает в коммуникацию с другими детьми, общается с ними в рамках своей роли, учится принимать правила, у него развивается речь. Игру для детского развития ничем заменить нельзя».

Чаще всего для ролевых игр берутся ситуации из реальной жизни – прием у врача, поход в ресторан, ремонт машины, перелет на самолете. Дети охотно примеряют на себя роли стюардессы, бортпроводника, пилота. Они сами выбирают, какими пассажирами хотят быть: семейной парой, школьником на каникулах, расстроенным ребенком или серьезным ученым. Во время таких занятий они не только воспроизводят модели поведения, но и пополняют словарный запас, учатся видеть себя со стороны и ставить себя на место другого. Зачастую, все необходимые для игры материалы дети делают своими руками из картона, бумаги и других материалов.

В каждой игровой и обучающей зоне дошкольного отделения есть интерактивные доски, экраны, используются планшеты, на которых дети, например, создают иллюстрации к своим историям, делают обложки к проектам, снимают видео. Мир, в котором родились и растут современные дети, серьезно компьютеризирован, поэтому нельзя искусственно отгораживать их от него. Поделки из бумаги, рисование гуашью или лепка из пластилина, конечно, не ушли в прошлое, но сегодня уже нельзя ограничиваться только этими приемами. Нужно осознанно сочетать в образовании и воспитании различные подходы. Современные дети – визуалы, мыслят картинками, в таких условиях фантазия у них развита гораздо меньше, чем у предыдущих поколений.

Иногда стоит убрать из игровой комнаты все игрушки и поставить ребенка в ситуацию, когда ему необходимо придумывать и создавать игровые инструменты и игровую среду самому, причем из подручных материалов. А иногда нужно дать ему в руки планшет.

Современное техническое оснащение помогает дошкольникам получать информацию, используя все пять чувств. «Мы используем любые возможности и девайсы, которые могут сделать учебный процесс более интересным и успешным для современного ребенка.

Иногда в руки детей попадает планшет, а иногда убираются все игрушки, и ребенок создает игровую среду своими руками из бумаги, картона, скотча, ленточек и палочек», - рассказывать Дарья Фадеева.

Лидеры сегодняшнего дня

Сегодня в обществе как никогда востребованы лидеры, а хорошие топ-менеджеры ценятся на вес золота. Поэтому важно начать воспитание лидерских качеств в ребенке с дошкольного возраста и дать ему возможность почувствовать себя в этой роли. Лидерство начинается с умения принимать решения и нести за них ответственность, с умения признавать и исправлять свои ошибки.

В дошкольном отделении гимназии применяются различные практики, помогающие с раннего возраста воспитывать в детях лидерские качества. Например, каждую неделю группа выбирает нового лидера – ребенка, который будет идти впереди всех и вести за собой группу на занятия, в столовую, бассейн или на прогулку. Такая практика активно применяется в британской системе образования, ведь в современном детском саду процесс обучения должен происходить постоянно, а не только в специально отведенное для занятий время.

С трехлетнего возраста ребенок открыт всему новому, он впитывает знания как губка. И учатся дети в детском саду не только различать цвета, читать, лепить из пластилина – они знакомятся с такими понятиями, как дружба, самодисциплина, работа в команде, доверие, умение принимать решения и нести ответственность, а также способность исправлять ошибки.

Кстати, известные американские психологи Роберта Михник Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек уже нашли ответ на вопрос, который волнует сейчас многих: что же должен знать и уметь ребенок для достижения успеха в XXI веке? Оказывается, ключевых умений должно быть всего шесть: это сотрудничество, общение, усвоение информации, критическое мышление, творчество и уверенность. И ни одно из этих умений не должно быть потеряно из виду! Поэтому начинать формировать их надо уже в детском саду…

Фото из архива Гимназии имени Е.М. Примакова