Наша история началась в 2014 году. Разбираясь с серьезным конфликтом в одном из классов, мы столкнулись с травлей ребенка. Признаюсь, у нас был выбор: оставить все как есть и дождаться ухода ребенка из школы (что многие и делают) или признать, что буллинг имеет место быть, и начать с этой проблемой работать. Мы выбрали второй путь, хотя понимали, что он труден. Тогда были отобраны пятнадцать учителей, которые прошли обучение у специалистов Городского психолого-педагогического центра и получили первые навыки работы с медиативными технологиями. Мы научились многому: проводить «круг доверия» с детьми и взрослыми, использовать приемы медиации. Говорю «мы», потому что я участвовала в тренингах вместе со своими педагогами. Чтобы понять и принять новое, надо самому погрузиться в этот процесс.
В течение следующего года наша команда пришла к мысли, что во многих случаях лучшими медиаторами будут сами ученики. Кроме того, мы поняли, что в процессе обучения медиативным технологиям у обучающихся (учеников и педагогов) формируются очень важные, так называемые гибкие, или мягкие, навыки, которые в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (рассматриваемых в этом дискурсе как жесткие - от англ. hard skills) не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и социальными навыками (скорость адаптации, коммуникация, в особенности слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект), менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление, способность видеть целое, выявлять закономерности в сложных объектах, грамотно строить коммуникацию и включаться в коллективную работу). Безусловно, формирование и отработка этих навыков важны не только детям для их жизни, но, как мне кажется, и педагогам в их профессиональной деятельности.
Что мы получили сейчас, спустя почти шесть лет? Каковы же результаты и эффекты нашей шестилетней работы?
1. Школьники прошли обучение у профессиональных медиаторов, получили сертификаты Городского психолого-педагогического центра. При этом для нас очень ценным является тот факт, что среди наших волонтеров и кураторов школьной службы примирения есть дети, которые сами подвергались травле и не могли найти выход из конфликта.
2. В 2016 году создана школьная служба примирения «Пазл доверия», в которой ученики и педагоги работают над урегулированием конфликтов, профилактикой буллинга, разработаны локальные акты для работы службы, есть форма примирительного соглашения.
3. Имеется небольшая видеотека школьной службы, ролик вы можете посмотреть на странице «Диалог дружбы» Городского психолого-педагогического центра. На основе службы примирения выросла школьная телестудия «Компас».
4. Большая часть конфликтных ситуаций между учащимися разрешается на стадии их возникновения (в том числе с помощью учеников).
5. Повысилась общая культура общения педагогов и обучающихся, педагоги стремятся выстроить диалог с учениками и родителями.
6. Повысилось доверие родителей к педагогическому коллективу школы. Все мы знаем, что во время конфликта между учащимися нередки случаи, когда учитель или классный руководитель делегирует свои полномочия по разрешению конфликта родителям конфликтующих сторон. Это самая большая ошибка и трудность, с которой мы столкнулись. Когда родители берут на себя решение конфликта между детьми, они редко могут и хотят решить его грамотно, с учетом мнений сторон, ситуации. В итоге наш детский конфликт переходит на более высокий уровень - конфликт родителей, и хорошо, если к этом моменту в конфликт не подтягиваются и родители других детей. Здесь наши возможности проводить примирительные процедуры также применяются, это не всегда дает положительный и быстрый эффект и затрудняет дальнейшую работу с детьми.
Перед руководителями классов стоит условие: конфликты и травлю не скрывать, обращаться за помощью в ШСП, к обученным коллегам, к администрации.
Что получила дополнительно я как руководитель?
Конечно, экономию своего времени, потому что большая часть детских конфликтов снимается на уровне классного руководителя и школьной службы.
Те самые гибкие навыки, которые помогают мне выстраивать работу с родителями как в повседневной жизни, так и в случае конфликтных ситуаций. Я не боюсь острых ситуаций, могу вести запись приема, чтобы впоследствии анализировать все, что говорили стороны, посмотреть на свои слова критично.
При приеме на работу новых учителей наша управленческая команда обязательно смотрит на наличие у кандидатов не только профессиональных навыков, но и личных качеств, умения слышать, на проявление эмоционального интеллекта, умение выстроить коммуникацию, что позволит присоединиться к работе педагогического коллектива, о которой я вкратце рассказала.

Ярослава АЛПАТОВА,
директор школы №1285