Буллинг - длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др. Буллинг (от английского bullying, bully - «хулиган», «задира», «грубиян») - это запугивание, психологический или физиологический террор, направленный на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха. По мнению большинства исследователей, буллинг включает главные компоненты: агрессивное и негативное поведение, которое осуществляется регулярно и является умышленным.
Различают два типа буллинга: непосредственный физический и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.
Педагог в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путем:
- унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учебе или уязвим в других отношениях;
- негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика;
- устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
К сожалению, часто средства массовой информации, телевидение, Интернет подпитывают буллинг, показывая проявления агрессивности, раздражительности, зависти, ревности, самоутверждения за счет других, унижения, осуждения других как социально приемлемые формы и модели поведения в жизни человека. Эмоциональная распущенность родителей, проявления насилия встречаются и в некоторых семьях учеников.
Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:
- физические недостатки - носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;
- особенности поведения - замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;
- особенности внешности - рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба);
- неразвитые социальные навыки;
- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
- болезни - эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез, нарушения речи;
- низкий интеллект и трудности в обучении.
Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе и в детском саду является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение детских коллективов школы. Позиция педагогов и правильно организованное общение с детьми во многом определяют здоровый дух межличностных отношений в детском коллективе.
Психологической службой школы №1399 была разработана профилактическая программа работы с дошкольниками «Учимся быть вместе!», направленная на оптимизацию межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста.
Основная цель программы - преодоление негативных тенденций в формировании личности ребенка через развитие у него эмоционального мира и навыков конструктивного общения.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
1. Развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
2. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в игровых и творческих объединениях.
3. Способствовать лучшему взаимопониманию в процессе общения, используя вербальные и невербальные формы общения.
4. Развивать эмпатию, умение сопереживать и сочувствовать сверстникам и взрослым, через понимание их эмоционального состояния.
5. Развивать у детей творческое воображение, внимание, диалогическую речь.
Отбирая методы и приемы для занятий, мы исходили из положения отечественной психологии, что развитие ребенка происходит в деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной. В предложенных занятиях подбор игр и видов деятельности исключает статическое утомление, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Занятия строятся в доступной и интересной для них форме. Для этого используются:
- коммуникативные игры (игры-приветствия, игры-взаимодействия);
- игры на внимание;
- релаксационные игровые упражнения;
- совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности);
- короткие беседы;
- чтение художественных произведений;
- слушание музыки;
- рассматривание рисунков и фотографий.
Наш опыт показал, что занятия лучше проводить не с подгруппой детей, а со всей группой дошкольников. Эффект психокоррекционной работы от этого только усиливается. Занятия проводятся непосредственно в групповой комнате с участием всех педагогов, работающих в возрастной группе.
Результаты освоения программы прослеживали с воспитателями по данным социометрического исследования (социометрическая методика Репиной «Почтовый ящик»), проводимого в группе в начале и в конце учебного года. Коэффициент сплоченности в группах постепенно увеличивался, улучшались межличностные взаимодействия между мальчиками и девочками, стали отсутствовать изолированные дети. Многие воспитатели отмечали улучшение отношений с проблемными детьми, сами способствовали поддержанию в детском коллективе гуманных отношений.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями воспитанников (спортивные и музыкальные праздники, досуги, творческие проекты, выставки, родительский клуб) активно внедряется в практику работы нашей школы. Такие методы позволяют создать в образовательной организации неповторимый микроклимат сотворчества детей и взрослых, который переносится в семьи воспитанников.
Родители погружаются в атмо­сферу детства, переживая с детьми их успехи и неудачи, заряжаются детскими непосредственностью и оптимизмом. Мы предлагаем родителям оказаться в разных ролях: актера театра, болельщика, члена команды, партнера по игре. Таким образом, это позволяет взрослым расширить и обогатить свой педагогический опыт, укрепить детско-родительские отношения, дает возможность воспринимать родительство как закономерно развивающиеся отношения с ребенком на разных ступенях его жизни.
Эффективная профилактика проявления школьного буллинга начинается с дошкольного возраста. Огромная роль принадлежит педагогу, создающему атмосферу принятия каждого ребенка с его особенностями, недостатками, социальным статусом. В школе были организованы курсы для учителей, специалистов и воспитателей по разрешению конфликтов между участниками образовательного процесса.

Ирина СПИРИДОНОВА,
педагог-психолог школы №1399