А ведь социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Читающие люди быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно, ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны и в суждениях, и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Благодаря получаемой из книг информации происходит интеллектуальное и нравственное становление подрастающего поколения.
В возрасте 9‑12 лет у ребенка появляется интерес к чтению, который нужно поддерживать. Для этого произведения литературы должны быть понятны, а круг чтения - достаточно широк. На уроках учащиеся знакомятся, как правило, с произведениями школьной программы, которые зачастую оказываются трудными для восприятия. Безусловно, классические произведения должны быть основой литературного образования, но, столкнувшись с трудностями понимания классики, современный школьник нередко откладывает книгу. Именно поэтому актуальным представляется поиск эффективных путей изучения литературных произведений в школе, в том числе и на уроках внеклассного чтения, где могут рассматриваться наряду с классиками книги современных детских авторов, так как описанные в них реалии совпадают с окружающим миром подростка и способствуют развитию читательского интереса школьников. Уроки литературы и внеклассного чтения должны содействовать развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, а соответственно, являться опорой всего школьного курса.
Сегодня в средней ступени (5‑9‑е классы) литературные произведения изучаются как результат творчества писателей, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Одновременно должны воспитываться культура речи, культура мышления и общения, эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.
Программы 5‑6‑х классов по литературе построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого к современности. Ежегодно данная «спираль» повторяется, меняются лишь произведения литературы в соответствии с возрастом детей. Произведения зарубежной литературы рассматриваются обычно в конце учебного года после изучения русской литературы. Современная русская и зарубежная литература в 5‑6‑х классах на уроках не изучается.
А ведь современная детская литература представлена многообразно, она активно развивается. В ней отражаются важные как для ребенка, так и для взрослого проблемы, рисуются конфликты, встречающиеся на жизненном пути. Современные авторы, пишущие для детей, при всех инновационных приемах и темах сохраняют важнейшие человеческие ценности: доброту, сострадание, чувство ответственности, любовь и дружбу.
Учителя русского языка и литературы школы №1571 предложили, не меняя традиционные программы, добавить к привычным литературным произведениям, изучаемым на уроках, новые и современные, соответствующие принципам, заявленным ранее. Данные педагоги разработали серию электронных уроков, размещенных в библиотеке МЭШ, которые посвящены изучению произведений современной литературы. Гипотеза такова: учащиеся заинтересуются современными и понятными им книгами и затем уже осмысленно станут читать классику. Эти сценарии уроков подходят для учащихся 5‑6‑х классов. Некоторые можно использовать и в 7‑м классе.
Все разработанные по произведениям современной литературы уроки авторы условно поделили на четыре тематические группы. Первая группа - уроки, посвященные взаимоотношениям подростка в семье, в обществе, в детском коллективе.
Вторая группа уроков посвящена истории нашей страны. На уроках литературы в 5‑м классе изучаем произведения о Великой Отечественной войне: «Майор привез мальчишку на лафете» Константина Симонова, «Рассказ танкиста» Александра Твардовского, рассказ Андрея Платонова «Никита». Ребята узнают о защитниках Брестской крепости, о жизни в тылу, в деревне, без отца и о радости возвращения солдата в родной дом. В 6‑м классе изучаем «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова, «Сороковые» Давида Самойлова.
Чтобы у учащихся сложилось целостное впечатление о всенародном подвиге в годы Великой Отечественной войны, мы предлагаем добавить для изучения современную повесть Эдуарда Веркина «Облачный полк» и повесть Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы», написанную в 1970 году.
Период сталинских репрессий в программных произведениях литературы для учащихся 5‑9‑х классов не представлен. Однако целесообразно не умалчивать об этом времени в истории страны. Помочь в этом могут произведения Ольги Громовой «Сахарный ребенок» и Ольги Колпаковой «Полынная елка».
Русская классическая литература предоставляет благодатный материал для воспитания в человеке любви к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме природы.
Готовясь к ОГЭ, ребята отвечают на вопрос, который остается актуальным во все времена: можно ли в жестоком мире суметь остаться самим собой, не бояться быть непохожим на других? И приходят к выводу, что для людей сильных духом не имеет значения мнение окружающих.
А еще филологи из школы №1571 решили расширить представления детей о жанре сказки. По программе сказки как один из жанров устного народного творчества изучаются в 5‑м классе. Учащимся даются сведения о сказках волшебных, о животных, бытовых. Анализируются сказки «Царевна-лягушка», «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», акцентируются народные представления о справедливости, добре и зле. Также в 5‑м классе изучаются авторские сказки, например «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина, «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского, «Двенадцать месяцев» Маршака. А в 6‑м классе изучаются сказка-быль «Кладовая солнца» Пришвина и сказка-быль «Неизвестный цветок» Платонова. Это, бесспорно, замечательные произведения.
Педагоги также предлагают ознакомить пятиклассников и шестиклассников со сказками современных писателей.
В России и в других странах есть замечательная современная литература для подростков. К сожалению, ее нигде не рекламируют. А ведь интересные и полезные книги подросткам необходимы!
Предложенные нами, учителями литературы школы №1571, двенадцать книг для младших подростков не входят в число обязательных произведений школьной программы по литературе, по этим книгам не разрабатывались учителями конспекты уроков, поиск сценариев по этим произведениям пока затруднен (педагоги, учащиеся просто могут не знать, что тот или иной сценарий существует). Коллеги, правда, объединили эти сценарии в блок, в модуль, сделав к ним одинаковое описание «Современная литература для детей и подростков. Можно использовать на уроках внеклассного чтения». Но обращение к литературе второй половины XX века и к современным произведениям абсолютно оправданно, даже необходимо. Изменился окружающий мир, изменилось мироощущение детей, изменились реалии, способы писательского осмысления происходящего, а проблемы и конфликты, нравственные ценности остались те же. Предложенные уроки не заменяют и ни в коем случае не подменяют собой произведения классиков. Данные уроки можно и нужно проводить наряду с программными произведениями, что даст возможность сопоставления, выявления вечных проблем, например взаимоотношений людей разных поколений. Таким образом, необходимость изучения современной литературы в средней школе вполне обоснованна. И конечно, хорошо, чтобы в библиотеке МЭШ появился соответствующий раздел.

Ольга МАРТЫНОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1571