Конечно, было трудно, дистанционный формат обучения изменил общение руководителя класса и обучающихся. Оно происходило в определенных рамках (по времени и по месту), а ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении накладывала определенный отпечаток на общение.
- Лично я, - говорит руководитель 5‑го «А» класса Марина Старченко, - чувствовала напряженность и большую ответственность из-за того, что не успею что-то сказать, выслушать учеников в связи с ограничением времени конференции. Детям в начале обучения не хватало этики общения в цифровом формате. Нам всем не хватало реального присутствия в классе, живой коммуникации друг с другом, положительных эмоций.
Руководитель 5‑го «В» класса Ольга Якушкина отмечает:
- В воспитательной работе все-таки предпочтительнее работа в традиционном формате, когда происходят живое общение и сотрудничество, выслушивание различных точек зрения и обобщение опыта. Конечно, все это можно осуществить и в дистанционной форме, но в этом случае нельзя подержать ученика за руку, эмоции при таком общении менее яркие, что может привести к расстройству эмоционального фона ребенка.
И все-таки, несмотря на все сложности, этот формат был принят, и надо сказать, что он имеет ряд преимуществ. Во-первых, ребята основную часть времени проводят в Интернете, и руководитель класса, выходя на контакт с детьми дистанционно, становится для них своим. Во-вторых, для проведения мероприятий можно привлекать сторонних участников воспитательного процесса (специалистов, представителей колледжей и вузов, выпускников школы). В-третьих, удаленная воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности.
В-четвертых, общение и взаимодействие руководителя класса не только с учениками, но и с их родителями дали возможность решать педагогические и психологические задачи, которые сейчас стоят перед школой. Многим родителям сложно постоянно находиться с детьми в замкнутом пространстве, и они, безусловно, заинтересованы в том, чтобы руководитель класса постоянно выходил на связь, давал советы школьникам по организации учебного процесса в домашних условиях, мотивировал ребят на ответственную учебу, сохранение позитивного психологического климата в семье.
- На мой взгляд, - продолжает Марина Старченко, - родители активнее помогали детям в учебе и больше общались с ними, что, несомненно, является большим плюсом дистанционного обучения. Общаясь с учащимися не только на классных часах, занятиях дополнительного образования, но и с родителями в социальной сети, мы ощущали себя единой командой.
Выделяя положительные стороны дистанционной работы, можно также сказать, что дети стали более самостоятельными, более уверенными в себе, расширили свои познания в области новых технологий, тем самым повысили свой уровень цифровой грамотности.
Зоя Овсепян, руководитель 7‑го «А» класса, отметила еще одно преимущество воспитательной работы в режиме онлайн:
- Дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение задач индивидуализации обучения и воспитания - для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов.
Еженедельно в каждом классе проводились классные часы, на которых обсуждались вопросы и события за последнюю неделю, меры профилактики инфекционных заболеваний, тематические беседы и праздничные мероприятия. Так, наиболее яркими и запоминающимися были мероприятия, посвященные 75‑летнему юбилею Победы, прощанию с начальной школой 4‑х классов. Ребята активно участвовали в школьных и городских конкурсах декоративно-прикладного искусства, конкурсах чтецов, проводились онлайн-экскурсии в музеи мира, театры, совместные просмотры фильмов с последующим обсуждением. Ведь это давало возможность общения, самореализации, организации интересного и содержательного досуга.
Возможность воспитательной работы онлайн можно и нужно использовать и в традиционном формате школьного образования. Это, несомненно, даст новые интересные возможности для всестороннего развития личности обучающихся в условиях современной жизни.

Татьяна ПЕТРОВА,
педагог-организатор школы №1399