- Исмаил Магомедович, насколько мы знаем, ваша мама работала медсестрой и иногда брала вас на дежурство в больницу. Позже вы поступили в Дагестанский государственный медицинский университет. Повлияла ли работа мамы на ваш профессиональный выбор?
- Да, очень серьезно повлияла, более того, этот фактор стал главной причиной моего выбора. Со школьного возраста я вращался среди пациентов, которым непрерывно оказывалась помощь как в больнице, так и на дому. Посещал детскую больницу, где работала мама. И, безусловно, это стало решающим фактором выбора моей профессии. Уже в пятом классе я точно знал, что мое будущее будет связано с педиатрией. Именно с педиатрией, а не просто с медициной.
- Считается, что некоторые специальности являются не профессиями, а призванием. Как вы считаете, детский врач - это все же призвание или работа?
- Формально это, конечно, работа. Но также, безусловно, и призвание. Более того, в отличие от многих других профессий и даже от врачебных специальностей детский врач не просто работа по призванию, это образ жизни, который не хочется менять. Ты спасаешь жизни детей, видишь счастливые лица родственников, и это приносит тебе высочайшее моральное удовлетворение. Ты становишься тоже счастливым, тебе это придает мощный заряд жизненной энергии, для того чтобы ты снова мог вкладывать силы в свое любимое дело.
- Без каких качеств невозможно стать детским врачом?
- Без человечности, без искреннего, неподдельного внимания. Конечно же, без любви к детям, без умения, словно актер, входить в роль ребенка. Ты должен уметь преображаться, чтобы найти контакт с пациентом. Если не сможешь перевоплотиться, будешь держать дистанцию, считать, что пациент должен вести себя как пациент, тогда и не найдешь контакт. В таком случае лечение будет недостаточно эффективным. А когда ты вживаешься в роль ребенка, он видит в тебе не только врача, но и своего человека, друга. Ты должен найти правильные слова, пошутить, поговорить с ним на языке его возраста, вот тогда ты настоящий детский врач.
- Есть ли у вас пациенты, которые запомнились больше всего? Чем?
- Удивительно, что мы не так хорошо запоминаем родителей, сколько помним своих пациентов. Навсегда запоминаешь своих первых пациентов. Первыми у меня была новорожденная двойня с тяжелым наследственным заболеванием - сепсисом, которых я, будучи еще в ординатуре, выхаживал на протяжении 3‑4 месяцев. Каждый день мы взвешивали их, буквально по крупицам собирали их силы. Даже когда каждый из них прибавлял по 10 граммов, это была уже большая радость. В нашем деле много пациентов, которые навсегда остаются и в клинической практике, и в твоей памяти.
- После защиты кандидатской диссертации вы проходили стажировку в Нью-Йорке. Мы так понимаем, что для обучения в США нужно было пройти всесоюзный конкурс. Что это был за конкурс? Есть ли возможность обучения или стажировки для врачей за границей сейчас?
- Это был всесоюзный конкурс в 1990 году. Действительно, мне в числе десяти докторов со всего Союза посчастливилось стать победителем этого конкурса. Я проходил стажировку в городе Буффало, штате Нью-Йорк. Обучение длилось около года. Позже уже госпиталь предложил мне дополнительную стажировку по педиатрии - еще 8 месяцев. Безусловно, это был большой опыт. Сами понимаете, какой в то время был контраст между нашей медициной и медициной зарубежной. Сегодня такие возможности доступны в московском здравоохранении абсолютно без конкурса. Главное, чтобы человек был квалифицированным врачом и знал язык. Регулярно наши доктора, детские врачи и руководители проходят стажировки в ведущих клиниках Европы и мира, в том числе по программе Департамента здравоохранения города Москвы. Мы стараемся перенять самый передовой опыт. И сейчас я приезжаю в любую клинику за границей уже с гордостью, зная, что у нас не только не хуже, но и многие вещи даже лучше. Теперь к нам также приезжают доктора из-за рубежа перенимать наш опыт - и научный, и клинический, и практический. Проводятся совместные научные исследования. Конечно же, это результат той огромной работы, которая была проведена в течение последних 7‑8 лет Правительством Москвы в рамках модернизации московского здравоохранения. Сегодня мы не стоим на месте, стремительно развиваемся, внедряем в работу современные технологии. Мы оснащены по самому последнему слову техники. И наши сегодняшние технологии диагностики и лечения соответствуют европейским и мировым стандартам.
- Мы прочитали, что, когда вам предложили должность главного врача тушинской больницы, вы изначально хотели отказаться. Почему?
- Я не сразу принял решение. До этого я работал в Федеральном научно-клиническом институте педиатрии и детской хирургии в качестве заместителя директора, был и профессором кафедры. Но всегда, когда тебе предлагают такую ответственную должность, ты задумываешься. Не задумываясь, может идти человек, который не понимает всей серьезности. Я осознал, что это очень ответственно, престижно, но, учитывая тот опыт, который тогда у меня был, я принял решение, что действительно могу все эти знания использовать для того, чтобы работать в практическом здравоохранении. Сегодня больница имени З.А.Башляевой уже не просто больница, а мощный научно-педагогический комплекс: у нас на базе весь педиатрический факультет РМАПО, 5 кафедр РНИМО, университетская клиника, директором которой я и являюсь. Мы готовим будущие кадры.
- А может ли ученик старших классов уже сейчас начать обучение профессии врача?
- Да, у нас много социально ориентированных проектов. Самый главный из них - это проект медицинских классов. Совместно со школами Северо-Западного округа мы готовим будущих докторов посредством ранней профессиональной ориентации на уровне старших классов. Дальше в рамках университетской клиники мы готовим себе кадровый резерв. Такое политическое решение принято Правительством Москвы и очень важно для практических врачей и организаторов здравоохранения. Мы видим, насколько это эффективно. Практически 100 процентов выпускников наших медицинских классов потом поступают в медицинские вузы. Мы регулярно с ними встречаемся, даже проводим отдельные форумы. Такая уникальная возможность для детей понять, пропитаться духом детской клиники, духом врачебной специальности есть не во многих странах. Сомневаюсь, что где-либо есть аналоги. Так что это уникальный московский проект. Мы понимаем, что это обеспечивает серьезный потенциал будущих кадров.

Полина КАГАНОВА,
ученица 11-го класса школы №1285