Исторический и современный опыт российской сельской школы подтверждает, что профессиональная деятельность учителя на селе раньше и сейчас существенно отличается, и будет отличаться в обозримом будущем от работы его городских коллег.
Идеальный образ Сельского Учителя (педагога) - собирательный, результат размышлений ученых, руководителей, педагогов-практиков. Нашли отражение данные исследований, самоанализ современных сельских учителей и наблюдения автора в своем ученичестве и впоследствии в многочисленных педагогических экспедициях и встречах с российскими и зарубежными сельскими учителями. Соавторами образа можно назвать будущих педагогов - студентов педагогического колледжа и университета, прежде всего выпускников сельских школ.

Почему Сельский Учитель?
Заглавные буквы в назывании указывают на безоговорочное признание и глубочайшее уважение автором этих строк Сельского Учителя всех времен и народов, жизнь и деятельность которого расценивается как подвижническая и, безусловно, социально значимая. Использование здесь двух терминов - «учитель» и «педагог» - означает:
    «учитель» - понимается в том высоком, гуманистическом философско-педагогическом смысле-предназначении, высказанном ученым-педагогом-гуманистом Ш.А.Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»;
    «педагог» - ничуть не умаляя значение, этим термином подчеркиваются исторически обусловленные перемены в профессиональной деятельности современного сельского учительства, а именно существенное расширение его профессиональных функций и рост его влияния в сельском сообществе, которые вышли далеко за рамки первоначальных - обучения крестьянских детей и просветительства.
Современный сельский учитель - педагог для всего населения сельской территории, подрастающего и взрослого.

Кто он - среднестатистический сельский педагог России?
Обычно это выпускник сельской школы, уроженец села, поэтому ему с рождения не только известны и понятны особенности сельской жизни в ее природной и народной ипостаси. Впитанные с молоком матери, они приняты им как данность, осознаваемы и оберегаемы как ценность.
Это женщина несколько старше средних лет (45-55) с педагогическим стажем работы более 20 лет, с высшим или средним педагогическим образованием. Замужем. Имеет двух детей, которые, окончив школу, получают или уже получили среднее или высшее образование, нередко педагогическое.
Среднестатистический сельский учитель преподает не только согласно своей специальности (профилю подготовки), но и еще 2-3 смежных учебных предмета: например, русский язык и литература + история; математика + информатика + физика. Традиционно педагог сельской школы - многопредметник, который для получения права обучать не по «своим» дисциплинам прошел переподготовку, а то и получил второе педагогическое образование.
Все более к российскому педагогу на селе относится понятие «полифункционал». Обычный сельский учитель непременно имеет дополнительную педагогическую нагрузку. Это общеизвестные и популярные - классное руководство, заведование предметным кабинетом (сельские школы, как показывают наблюдения, не отказываются от кабинетной системы), руководство методическим объединением, школьным музеем, пришкольным участком, кружком по интересам. Сегодня полифункциональность возросла в разы как ответ на вызовы времени. Например: неблагоприятная социальная обстановка на селе потребовала выполнения функций социального педагога, практического психолога; инклюзия образования - дефектолога, логопеда; индивидуализация - тьютора, наставника, коуча; информатизация - разработчика и ведущего сайта школы, инженера ИКТ; и т. д. И опять право выполнять эти обязанности учитель подтверждает через дополнительное профессиональное образование, самообразование.
У сельского педагога есть свой приусадебный участок, где он с семьей выращивает овощи и фрукты для своего стола и впрок. А вот поголовье скота в личном подворье учительства сократилось за последние полтора десятка лет почти в три раза.
Сельский педагог по-прежнему много читает. Его любимым профессиональным изданием остается «Учительская газета». Правда, читает он ее теперь в основном в электронном формате, а профессиональную информацию активно скачивает из Интернета, пользуя от пяти до двух десятков педагогических сайтов. Активный участник сетевых сообществ, он может «зависать» в Сети от получаса до четырех часов в сутки.
В жизни села и деревни учитель принимает самое непосредственное участие, особенно там, где закрылись или дышат на ладан учреждения культуры - клубы и библиотеки. Сельский депутатский корпус почти наполовину состоит из педагогов - художественная самодеятельность, социальные проекты, акции и иные общественные инициативы без них не случаются.

Каким должен быть современный Идеальный Сельский Учитель?
Безусловно, сельский педагог хорошо знает преподаваемую предметную область, но сегодня этого ему недостаточно. Он готов добровольно и при необходимости к освоению смежных наук и новых видов деятельности на достойном качественном уровне, причем по большей части за счет самообразования. Его знания и умения имеют универсальный или надпредметный, метапредметный характер, обеспечивающий целостность общекультурного и личностного развития и саморазвития личности его учеников и самого педагога.
Содержание самообразования не ограничивается традиционной профессиональной педагогической деятельностью. В сфере его познания также политика, экономика, социология, культура и искусство, здоровье и медицина, экология, растениеводство и животноводство… информационные технологии, современные технологии землепользования, природопользования, организации цивилизованного быта на селе.
Современный сельский педагог - знающий и стремящийся к познанию. Непрерывное образование, самообразование - норма его ежедневной жизни.
Сельский учитель не ограничивается общими представлениями о народной культуре, о местных нравах и традициях. Он активный участник возрождения и сохранения лучшего в народных культурах страны, знает и любит культуру народа, владеет информацией на научном уровне, стремится к ее познанию, владеет основами народной педагогики и этнопедагогики.
Одновременно педагог должен уметь противостоять местным асоциальным проявлениям - дремучести и мракобесию, падению нравов под влиянием поп-культуры, транслируемой средствами массовой информации; порожденными многолетним кризисным состоянием села социальной апатии, депрессии, тунеядству, пьянству и наркомании, криминальному поведению.
Сложность конструкций контактов, устанавливаемых сельским учителем не только с обучающимися и коллегами в масштабах школы, а также с жителями всего сельского поселения, предъявляет повышенные требования к его коммуникативным качествам. Можно сказать, что педагог на селе - универсальный коммуникатор, так как формирует, поддерживает и развивает конструктивные деловые, культурные и образовательные, а также добрососедские отношения с людьми различных поколений (от детства до старости), разного образования, разнообразных этнокультур и конфессий. Он знает и понимает психологию крестьянства. Ему присущи терпимость и культурный плюрализм.
В современной ситуации кризиса российского села сельский педагог является деятельным социальным оптимистом. Оптимизм как восприятие мира и окружающей действительности в позитивном и доверительном отношении к ним, в противостоянии пессимизму проявляется в умении находить и подчеркивать в жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние, верить в успех, в счастливый исход начинания и конечное благополучие. Социальный оптимизм сельского педагога направлен не только на себя и своих учеников, но и на ближайшее социальное окружение, и на все российское общество.
Деятельный социальный оптимизм означает, что учительство не отстраняется от проблем сельского поселения, а принимает активное непосредственное участие в их решении, осознавая себя общественно значимой силой. Учитель - разноплановый социальный лидер территории. Часто он социальный менеджер - организатор культурной образовательной жизни села, социальной защиты и поддержки сельских детей, педагогизации сельской среды. Эффективное социальное лидерство предполагает, что сельский педагог владеет проектными технологиями не только на уровне учебных образовательных проектов, но и социально-педагогических и даже социально-экономических.
Среди актуальных умений сельского педагога:
    прогностические - умеет отслеживать и фиксировать тенденции и прогнозировать будущее сельской территории, сельской образовательной организации, сельского сообщества и своих перспектив и, соответственно, гибко, адекватно и динамично реагировать на предстоящие перемены;
    проектировочные или моделирования - способен сконструировать проект/модель меняющегося образовательного процесса, траекторию развития личности обучающегося, своего профессионального продвижения и карьеры;
    информационно-коммуникационные - владеет на уровне умелого пользователя персональным компьютером и актуальными гаджетами, использует несколько вариантов программного обеспечения, системно работает с образовательными сайтами и в профессиональных социальных сетях;
    коммуникативные - может работать в команде, находить и создавать команду единомышленников в условиях ограниченности и/или отсутствия непосредственных профессиональных контактов;
    рефлексивные - способен выполнить рефлексивный (осознанный содержательный, проживаемый) анализ и оценку всех аспектов своей профессиональной деятельности.
Сельскому педагогу присуще чувство собственного достоинства, которое объясняется пониманием своей значимости, самоуважением, осознанием своей роли и ответственности в сочетании с уверенностью в своих силах. Такое достоинство присуще только тем, кто признает и уважает достоинство других - сельских детей, хоть они еще малы и неопытны, односельчан, хоть они и менее образованы.
Таким образом, структурно-содержательная характеристика Идеального образа Сельского Учителя включает ценностную, функциональную и компетентностную составляющие, выделенные нами условно, поскольку главным в образе сельского педагога считаем целостность его личности и цельность натуры, а значит, признаем взаимосвязь и взаимообусловленность этих сегментов.

​Зинаида ЕФЛОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского госуниверситета, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия, Петрозаводск