МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

4 февраля 2020 г. №ВБ-175/08

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОБЛЮДЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ К ПРОВЕДЕНИЮ ГИА

По итогам мониторинга соблюдения социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), в июле - сентябре 2019 г. и в целях совершенствования условий их дальнейшего участия в ГИА Минпросвещения России, Рособрнадзор и Общероссийский Профсоюз образования разработали методические рекомендации по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению ГИА. Минпросвещения России направляет указанные методические рекомендации для использования в работе и просит довести информацию до руководителей общеобразовательных организаций.
В.С.БАСЮК

Методические рекомендации по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации
Методические рекомендации по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», а также в рамках реализации положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы.
1. Педагогические работники образовательных организаций (далее - педагогические работники) привлекаются по решению уполномоченных органов исполнительной власти к участию в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) и среднего общего образования (далее - ГИА-11) по согласованию с работодателем.
2. Педагогические работники, привлекаемые по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению ГИА-9 и ГИА-11, освобождаются от основной работы на период их проведения с предоставлением им гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, иными актами, основной работы на период их проведения с предоставлением им гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, законодательством об образовании, законодательством о социальном обеспечении и Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы.
3. Компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА-9 и ГИА-11 выплачивается всем педагогическим работникам, освобождаемым от основной работы на период проведения ГИА-9 и ГИА-11:
1) организаторам пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ) в аудитории;
2) организаторам ППЭ вне аудитории;
3) членам государственной экзаменационной комиссии;
4) членам конфликтной комиссии;
5) членам предметных комиссий по соответствующим учебным предметам;
6) техническим специалистам;
7) специалистам по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ;
8) экзаменаторам-собеседникам для проведения государственного выпускного экзамена в устной форме;
9) экспертам, оценивающим выполнение лабораторных работ по химии;
10) ассистентам для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
11) руководителям ППЭ;
12) представителям образовательных организаций, сопровождающим обучающихся.
4. Участие работников (в том числе педагогических) в проведении ГИА-9 и ГИА-11 без освобождения от основной работы на период их проведения (например, в дни недели, свободные для соответствующих педагогических работников от проведения учебных занятий по расписанию) осуществляется по договору возмездного оказания услуг, заключение которого регулируется в статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В частности, частью первой статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
5. Подготовка и инструктаж педагогических работников по организации и проведению ГИА-9 и ГИА-11 не являются дополнительным профессиональным образованием (далее - ДПО) по профилю педагогической деятельности, право на которое не реже чем один раз в три года установлено для педагогических работников пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Следовательно, затраты на подготовку и инструктаж педагогических работников по организации и проведению ГИА-9 и ГИА-11 не могут включаться в состав нормативных затрат, связанных с ДПО педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, предусмотренных пунктом 6.4 Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 г. №235.
6. В случаях, предусмотренных законодательством, педагогические работники в образовательных организациях вправе отказаться от участия в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования при наличии уважительных причин, а именно:
- по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
- по достижении возраста 65 лет;
- в связи с уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
- на основании листка нетрудоспособности в связи с уходом за больным родственником;
- при наличии у женщины детей в возрасте до трех лет;
- в связи со смертью близкого родственника;
- по другим уважительным причинам, подтвержденным документально.
7. Участие педагогических работников в проведении репетиционных экзаменов (тренировочных тестированиях), целью которых является оценка качества подготовки выпускников общеобразовательных организаций к прохождению ГИА-9 и ГИА-11 (далее - репетиционные экзамены), не входит в их непосредственные должностные обязанности и может осуществляться с их письменного согласия и (или) на условиях дополнительной оплаты и (или) предоставления дополнительного отпуска, определяемых коллективными договорами, соглашениями.
8. При проведении по решению образовательных организаций репетиционных экзаменов обеспечение педагогических работников и обучающихся комплектами экзаменационных материалов в необходимом количестве экземпляров осуществляется организатором репетиционных экзаменов.

Прим. ред. Письмо Минпросвещения России и методические рекомендации публикуются в официальной редакции.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ

10 марта 2020 г. №141

О дополнительной информации по вопросам привлечения педагогических работников к участию в проведении ГИА

Уважаемые коллеги!
В связи с поступающими обращениями из региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования (далее - Профсоюз) по вопросам применения Методических рекомендаций по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования и среднего общего образования1 (далее - ГИА), совместно подготовленных Минпросвещения России, Рособрнадзором и Профсоюзом, сообщаем следующее.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования (далее - ГИА), стала проводиться с 2007 года в форме единого государственного экзамена2 (далее - ЕГЭ), полномочиями по ее проведению были совместно наделены федеральные службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.
В связи с тем, что участие в проведении ГИА не предусмотрено перечнем возможных должностных обязанностей учителей и иных категорий педагогических работников в современных квалификационных характеристиках соответствующих должностей3, в целях урегулирования вопросов привлечения педагогических работников к участию в проведении ГИА в форме ЕГЭ с 1 сентября 2013 года педагогическим работникам были установлены следующие правовые гарантии:
предоставление педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ЕГЭ, гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права;
выплата педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ;
установление размера и порядка выплаты указанной компенсации субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ4 до 2018 года (позднее после внесения изменений в законодательство - ГИА).
По результатам проведенного Профсоюзом в 2017 году всероссийского опроса по вопросам условий (в том числе оплаты) труда педагогических работников в период проведения ГИА5 по инициативе Профсоюза в Отраслевом соглашении с Минобрнауки России на 2018-2020 годы была закреплена договоренность об освобождении работодателями педагогических работников образовательных организаций, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ЕГЭ в рабочее время, от основной работы на период проведения ЕГЭ с сохранением за ними места работы (должности) и в том числе средней заработной платы на время исполнения ими указанных обязанностей6 при одновременном предоставлении законодательно предусмотренных гарантий и компенсаций.
Кроме того, в соответствии с определенной Профсоюзом7 и Минобрнауки России задачей добиваться выплаты педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению не только ЕГЭ, но также ГИА в 9‑х классах в 2018 году (с учетом позиции Профсоюза8) были подготовлены изменения в законодательство, по которым предусмотрены выплаты педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам и среднего общего образования9.
В 2019 году в связи с участившейся практикой исключения органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) из специального стажа для досрочного назначения им страховой пенсии по старости периодов участия педагогических работников в проведении ГИА Профсоюз добился принятия мер по фактам ухудшения их правового положения10.
В результате совместной работы, проведенной с представителями Минпросвещения России, Рособрнадзора, Минтруда России и ПФР, было внесено изменение в ведомственный нормативный правовой акт11, согласно которому участие педагогических работников в проведении ГИА стало относиться к педагогической работе, что стало основанием для дальнейших разъяснений ПФР о том, что периоды участия педагогических работников в проведении ГИА, в том числе в предыдущие годы, подлежит включению в стаж для досрочного назначения им страховой пенсии по старости12.
В целях дальнейшего комплексного совершенствования условий участия педагогических работников в проведении ГИА была создана межведомственная рабочая группа по проведению всероссийского мониторинга соблюдения социальных гарантий педагогических работников, привлекаемых к проведению ГИА13.
По итогам проведенного мониторинга14 было выявлено, в частности, следующее:
отсутствие принятых на региональном уровне нормативных правовых актов, регламентирующих тот или иной порядок привлечения педагогических работников к подготовке и проведению ГИА, - в 16 (19%) субъектах Российской Федерации;
не сохранение педагогическим работникам средней заработной платы во время исполнения ими указанных обязанностей - в 48 (56,5%) субъектах Российской Федерации;
неопределенность органов (организаций), выплачивающих компенсацию за работу по подготовке и проведению ЕГЭ, - в 17 (20%) субъектах Российской Федерации.
В результате обозначившихся проблем в части порядка и условий привлечения и участия педагогических работников в проведении ГИА в субъектах Российской Федерации Профсоюзом совместно с Минпросвещения России, Рособрнадзором были разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к ГИА (далее - Рекомендации)15.
Следует отметить, что с целью превентивных мер, а также для упорядочения деятельности по участию педагогических работников в проведении ГИА, обусловленного законодательством, с учетом особенностей специального правового регулирования (об особенностях правового регулирования привлечения педагогических работников к проведению ГИА см. Приложение к письму ЦС Профсоюза от 10.03.2020 №141) в Рекомендациях был предусмотрен открытый перечень уважительных причин для предоставления возможности отказа педагогических работников от участия в проведении ГИА.
В настоящее время Общероссийским Профсоюзом образования продолжается совместная работа с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в части дальнейшего урегулирования вопросов порядка и условий участия педагогических работников в проведении ГИА.
Центральный Совет Профсоюза рекомендует региональным (межрегиональным) организациям Профсоюза:
- системно осуществлять контроль за порядком прохождения, условиями привлечения и участия педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации в субъектах Российской Федерации;
- своевременно информировать Центральный Совет Профсоюза о выявленных и возникающих случаях нарушения соблюдения социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации;
- рекомендовать продолжить работу по внесению вопросов, связанных с привлечением педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации, в региональные отраслевые соглашения и коллективные договоры в рамках достигнутых договоренностей сторон социального партнерства.

Председатель Профсоюза, заместитель руководителя межведомственной
рабочей группы по проведению мониторинга соблюдения социальных гарантий педагогических работников, привлекаемых к проведению ГИА
Г.И.МЕРКУЛОВА

1    Приложение к письму Минпросвещения России (Басюк В.С.) от 4 февраля 2020 г. №ВБ-175/08 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
2    Подпункт «а» части первой пункта 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №17‑ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» (утратил силу).
3    Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н.
4    Часть 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции до внесения изменений Федерального закона от 3.07.2018 №188 «О внесении изменений в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
5    Результаты всероссийского опроса «ГИА для педагога: обязанность, повинность или …?» (приложение №1 к постановлению Исполкома Профсоюза от 6 декабря 2017 г. №11-11 «О результатах работы Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования в 2017 году»).
6    Пункт 9.6.2 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, заключенного Минобрнауки России и Профсоюзом 6 декабря 2017 г. (зарегистрировано в Роструде 22 декабря 2017 г., регистрационный №28/18-20).
7    Пункт 4.7 постановления Центрального Совета Профсоюза от 7 декабря 2017 г. №4-2 «О задачах Профсоюза в современных социально-экономических условиях».
8    Письмо Профсоюза от 6 февраля 2018 г. №52 «О рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в адрес заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Л.Н.Духаниной.
9    Федеральный закон от 3 июля 2018 г. №188 «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
10    Письма Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 25 марта 2019 г. №183 «О содействии недопущению ухудшения правового положения педагогических работников, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации» и от 25 апреля 2019 г. №259 в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - координатора Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Т.А.Голиковой.
11    Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. №234 «О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2019 г., регистрационный №54675).
12    Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации (Чирков С.А.) от 27 мая 2019 г. №С4-25-24/10565 «О досрочном пенсионном обеспечении педагогических работников» в адрес отделений Пенсионного фонда Российской Федерации.
13    Приказ Минпросвещения России от 28 августа 2019 г. №455 «Об утверждении состава межведомственной рабочей группы по проведению мониторинга соблюдения социальных гарантий педагогических работников, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации».
14    Письмо Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России (Хамардюк А.В.) от 15 июля 2019 г. №02-556 «О проведении мониторингов» в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (приложение к письму Профсоюза от 16 июля 2019 г. №429 «О проведении мониторингов» в адрес руководителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза).
15    Письмо Минпросвещения России (Басюк В.С.) от 4 февраля 2020 г. №ВБ-175/08 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (приложение к письму Профсоюза от 4 февраля 2020 г. №69 в адрес руководителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза).

Приложение к письму ЦС Профсоюза
от 10. 03.2020 г. №141

Заключение экспертов Общероссийского Профсоюза образования по вопросу привлечения педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации
В соответствии с пунктом 9 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ №237) педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Однако следует отметить отдельные особенности правовой природы указанного вида деятельности педагогических работников с учетом комплексного правового регулирования действующего законодательства.
Так, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии со статьей 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с трудовым законодательством одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Принудительный труд запрещен (ст. ст. 2, 4 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы). Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ).
Однако в соответствии с пунктом 9 статьи 47 ФЗ №273 педагогические работники образовательных организаций привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по решению уполномоченных органов исполнительной власти.
Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные и общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 165, ч. 2 ст. 170 ТК РФ).
Следует особо отметить, что уполномоченные органы исполнительной власти, привлекающие педагогических работников к проведению ГИА, работодателями для данных работников не становятся, в трудовые отношения не вступают.
В этой связи важно отметить, что согласно статье 47 ФЗ №273 педагогические работники обладают особым правовым статусом, под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, обязанностей и ответственности.
Таким образом, отношения по привлечению и участию педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования являются по своей правовой природе публично-правовыми, непосредственно связанными с выполнением уполномоченными органами исполнительной власти своих властно-распорядительных функций, выражающихся в привлечении к участию в проведении ГИА непосредственно данных субъектов (педагогических работников).
Указанные отношения находятся под специальным правовым регулированием, не относящимся по своему содержанию ни к гражданско-правовым, ни к трудовым отношениям, ни к отношениям, возникающим в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей (статья 170 ТК РФ).
Следовательно, привлечение и участие педагогических работников в государственной итоговой аттестации является особым видом их деятельности по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации.
Одновременно с этим, учитывая публично-правовой характер деятельности педагогических работников по привлечению и участию в ГИА, педагогическим работникам должны предоставляться гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а именно сохранение за работником места работы (должности), заработной платы на время исполнения ими указанной деятельности, в части реализации их трудовых прав в рамках существующих трудовых отношений, в которых уже состоят педагогические работники.
Помимо этого в соответствии с пунктом 9 статьи 47 ФЗ №273 должна выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации в рамках гражданско-правовых отношений в части реализации механизма оплаты данного вида деятельности педагогических работников.