- Светлана Николаевна, как, на ваш взгляд, пандемия коронавируса сказалась на отрасли образования в республике?
- Эпидемиологическая обстановка этой весной вызвала необходимость принятия беспрецедентных мер в мире, в стране и в республике. Участниками образовательных отношений являются миллионы воспитанников, школьников, студентов, их родителей, учителей, воспитателей, преподавателей, руководителей и других категорий работников. Поэтому наряду со здравоохранением наша отрасль играет важную роль в сохранении стабильности в социуме.
В системе образования были сохранены рабочие места, уровень оплаты труда, все социальные льготы, гарантии, продлен срок действия квалификационных категорий педагогам до конца 2020 года. Министерство образования и науки Республики Башкортостан приняло предложение рескома профсоюза о включении классного руководства в школах-интернатах в постановление Правительства РБ №374 для соответствующей оплаты. Несмотря на экономические трудности в стране, учителям гарантируется дополнительная выплата за классное руководство с 1 сентября 2020 года.
Внезапный переход на дистанционное обучение в школах, вузах и колледжах произошел без поэтапной подготовки условий обучения и кадров. Полагаю, что этот переход в целом был успешно осуществлен в очень сжатые сроки управленческим и педагогическим корпусом образовательных учреждений республики.
- С какими проблемами пришлось столкнуться педагогам в новых условиях?
- Проблем было много, среди них адаптация учебных программ к дистанционному формату, изучение и применение новых методов, инструментов, сервисов и платформ, налаживание обратной связи с учениками и родителями, поиск способов действенного контроля усвоения знаний и мотивации школьников к обучению. Естественно, выросла нагрузка на педагогов, учеников и студентов.
Некоторые издержки были вызваны проблемами технического характера: к сожалению, не везде доступен полноценный Интернет, не во всех семьях есть гаджеты для дистанционного обучения детей. Студенты, выехавшие из вузов в свои районы, отмечали, что сайты нередко виснут, сложно зайти в электронные библиотеки, преподаватели используют различные платформы онлайн-обучения, что также неудобно. Отсутствие готовых общих решений по организации нового формата обучения сказывалось как на учителях и преподавателях, так и на школьниках и студентах. Например, почти четверть учителей отмечали невозможность организовать процесс обучения должным образом, они считают, что очень сложно определять, как понят и усвоен материал учениками.
Надо еще принять к сведению, что каждый урок учителя, семинар или лекция преподавателя стали практически открытыми. Таким образом, процесс обучения подвергался своеобразному контролю и анализу со стороны обучающихся, их родителей и членов семей. Новый формат обучения более остро выявил дефицит профессиональных компетенций отдельных учителей и преподавателей, который сказывается на качестве обучения. Это даст возможность актуализировать программы повышения квалификации педагогических кадров.
- Как изменилась работа профсоюзных организаций в период пандемии?
- В условиях дистанционного обучения в определенной мере повысились роль и ответственность профсоюзных органов всех уровней. Их главной задачей стало не допустить снижения трудовых и социальных льгот и гарантий членов профсоюза - работников образования и студентов. Очень важно было оказать содействие руководителям образовательных учреждений при актуализации локальной нормативной базы, внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, корректировке трудовых договоров с работниками в связи с временными изменениями условий. У руководителей образовательных организаций, бухгалтерий возникало множество вопросов, от правильности ведения табеля учета рабочего времени до условий привлечения педагогов к проведению ЕГЭ без нарушения их прав при отзыве из отпусков.
- Была ли связь с членами профсоюза? С какими вопросами они обращались?
- Безусловно, количество вопросов от членов профсоюза в целом выросло. С ними они обращались в профкомы школ и детсадов, в районные и городские комитеты профсоюза и, конечно, в реском. Большинство вопросов было связано с изменением условий труда. Это сохранение полной заработной платы (с учетом компенсационных и стимулирующих выплат) педагогам, работающим в режиме дистанционного обучения, и работникам, которым был установлен режим нерабочего дня, оплата труда сотрудников дежурных групп детских садов, сохранение надбавок в размере 2000 и 1000 рублей работникам детсадов, находящимся в режиме самоизоляции, и многие другие.
Кроме того, профактив содействовал правовому сопровождению деятельности образовательных учреждений, централизованных бухгалтерий, контролировал соблюдение трудового законодательства работодателями. Поэтому в учреждениях образования не было массовых нарушений прав и интересов работников. Вмешательство руководителей профсоюзных организаций, профсоюзных юристов в большинстве случаев позволяло предотвращать или устранять нарушения. Среди них были попытки массового направления работников в отпуска в нарушение графиков отпусков, попытки снижения оплаты труда сотрудников детсадов до 2/3 ставки в период нерабочих дней. Однако отдельные нарушения трудового законодательства все же допускались, например, привлечение работников без их согласия к работе, не предусмотренной трудовыми договорами, к дежурствам, патрулированию. Здесь нередко и готовность самих работников трудиться в условиях нарушения их прав, и бессилие профсоюзных органов изменить ситуацию.
- Большинство образовательных организаций перешли на дистанционную работу. А профсоюзы?
- Конечно, мы стали широко использовать современные средства связи и информационно-коммуникационные технологии.
Реском профсоюза, райкомы, горкомы, профкомы перешли на работу в онлайн-режиме. Обращения членов профсоюза, заявления своевременно рассматривались, ответы оперативно направлялись по всем каналам связи. Активно использовались технологии видеоконференций, oнлайн-платформы. Это позволяло планомерно вести организационную, информационную, обучающую и другие виды профсоюзной работы. Так, в режиме онлайн были проведены внеочередные конференции в Благовещенской и Мишкинской районных организациях профсоюза. Избранным на этих конференциях председателям специалисты аппарата рескома профсоюза оказали консультационную и практическую помощь как в организации приема и передачи дел, регистрации в Минюсте, так и по основной деятельности по представительству и защите интересов членов профсоюза.
Руководители территориальных организаций профсоюза продолжили обучение профсоюзного актива в формате веб-семинаров по самым актуальным вопросам. Это и охрана труда, и стимулирование труда в условиях дистанционного обучения, и условия разделения очередного отпуска на части в связи с необходимостью участия педагогов в проведении ЕГЭ, и распределение учебной нагрузки на новый учебный год.
Успешно выполнялась работа, без которой не бывает полноценной профсоюзной жизни, например, оказание материальной помощи членам профсоюза, поздравление юбиляров, организация подписки на профсоюзные издания, помощь руководителям учреждений образования по возвращению из Фонда социального страхования части страховых взносов (20%). У нас есть случаи, когда руководители райкомов профсоюза консультируют и оказывают помощь директорам в ходе проверок локальной базы учреждений надзорными органами. Поскольку в Общероссийском Профсоюзе образования идет цифровизация документооборота и переход на электронные профсоюзные билеты, продолжалось наполнение электронной базы данных членов профсоюза.
Профсоюзные органы в соответствии с новыми задачами вынуждены были корректировать сметы расходов профсоюзного бюджета. Так, в период пандемии в республике осталось около 2,5 тысячи иностранных студентов, не успевших выехать на родину. Студенческая волонтерская помощь распространилась и на эту категорию членов профсоюза, отдельные профкомы помогали членам профсоюза с приобретением индивидуальных средств защиты, оказывали помощь заболевшим.
- Известно, что в образовании хорошо развито социальное партнерство. В 100% муниципалитетов республики и учреждениях образования есть отраслевые соглашения и коллективные договоры. Эта работа развивалась или была приостановлена?
- Она проводилась в онлайн-режиме, как и большинство других форм профсоюзной работы. Руководители профсоюзных органов продолжали работать в составе республиканской и территориальных трехсторонних комиссий, аттестационных комиссиях, комиссиях по конкурсному отбору учителей для представления на правительственные гранты, на право получения выплат по программе «Земский учитель», отбору претендентов на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, комиссий по организации летнего отдыха и др.
В штатном режиме проводилась экспертиза проектов территориальных соглашений и коллективных договоров. Реском профсоюза разрабатывает для различных типов учреждений макеты коллективного договора и положения об оплате труда. В этот период такие документы были направлены в организации профессионального образования.
Опросы и мониторинги, проводимые студенческими профкомами, стали подспорьем для переговоров с руководством вузов, проблемы студентов поднимались на онлайн-встречах с ректорами. Это позволило оперативно решать многие вопросы по качеству образования, допуску студентов к промежуточной аттестации, организовать прием заявлений и документов на повышенные государственные и социальные стипендии в онлайн-режиме.
В целом условия дистанционного обучения и удаленной работы в отрасли потребовали пересмотра планов всех профсоюзных органов. Полагаю, что трудности совместными усилиями мы преодолеем.

Уфа

Информация к сведению

Сайт Башкирской организации Общероссийского Профсоюза образования стал лауреатом Медиаконкурса имени радиожурналиста Я.С.Смирнова. Ресурс по итогам 2019 года признан одним из лучших. Конкурс ФНПР объединяет номинации, включающие творческие достижения профсоюзных журналистов в области печатной и электронной прессы, теле- и радиожурналистики, а также в сфере фотожурналистики.