Самое главное
Начнем с основного: чем нынешняя вступительная кампания отличается от кампании прошлого года? На этот вопрос ответил заместитель министра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев:
- Первое - сроки приемной кампании сдвинуты, как и сроки ЕГЭ, чтобы максимально избежать влияния коронавирусной инфекции на эту процедуру. Мы рассчитываем, что до конца августа пройдут процедуры приема и зачисление, а с 1 сентября наши абитуриенты, ставшие студентами, приступят к обучению, надеемся, в традиционном очном режиме.
Абитуриенты должны внимательно следить за правилами приема, опубликованными вузами. Основная масса подает документы не позднее 18 августа, но если абитуриенты планируют сдавать вступительные испытания или проходить дополнительные творческие испытания, сроки подачи заявлений более ранние.
Второе изменение касается способа подачи документов на поступление в вуз. Тем абитуриентам, которые намерены поступать по ЕГЭ, не нужно дожидаться получения результатов, можно подавать заявление, а когда экзамены будут сданы, баллы приемные комиссии возьмут из государственной информационной системы.
Там, где ситуация с коронавирусной инфекцией благополучно разрешается, снимаются ограничительные меры, абитуриенты смогут подать документы в вуз очно. Но мы рекомендуем, чтобы избежать рисков, воспользоваться инструментами электронной подачи. Все вузы обязаны принимать документы дистанционно в электронном виде через свои информационные системы. Можно также воспользоваться обычной почтой, если Интернет труднодоступен. Даже аттестат можно подать в виде фотографии, скана, а затем в течение года представить оригинал.
Если ситуация в регионе позволяет, вступительные испытания и дополнительные вступительные испытания могут проводиться в очном режиме при соблюдении всех мер санитарной безопасности. Если же ограничения продолжают действовать, вузы обязаны, предупредив абитуриентов, обеспечить сдачу вступительных экзаменов в дистанционном электронном виде.
Рекомендую абитуриентам и их родителям следить за новостями, правилами и календарем приема на сайтах вузов.

Оптимизм побеждает
За последние месяцы, как известно, сторонников дистанционного обучения в России поубавилось. Имею в виду обучения исключительно дистанционного, без живого общения всех участников образовательного процесса. Педагоги, родители и даже дети соскучились друг по другу и лето проводят в мечтах о самых обычных уроках в классах. А вузы? Как они относятся к неизбежной сегодня мере - общению с абитуриентами по электронной почте, в соцсетях и на образовательных платформах? Конечно, администрациям вузов и преподавателям тоже хочется увидеть «живьем» будущих студентов.
Дмитрий Афанасьев:
- Плюс только один. Онлайн-режим - это дополнительные меры безопасности, профилактики, минимизируется количество контактов. По мере улучшения технологий абитуриенты увидят, как удобно подавать документы дистанционно. Не нужно ходить, тратить дополнительные средства.
Юрий Зинченко, президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова:
- Несомненные плюсы - меньше бюрократии, быстрее сдаем документы, можно, не выходя из дома, поступать практически в любой вуз. Получается, в этом году больше времени для подготовки к творческому конкурсу и дополнительным вступительным испытаниям. Не надо в очереди стоять… Очень удобно. Что касается технического обеспечения, Минобрнауки России сделало для вузов универсальную платформу. У многих есть свои цифровые платформы для подачи документов.
Петр Карасев, первый проректор Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова:
- Минус приемной кампании этого года - исключается пока, к сожалению, возможность личного посещения абитуриентами и их родителями зданий образовательных организаций. Они не могут своими глазами увидеть инфраструктуру вуза, познакомиться с преподавателями, с администрацией. Многим вузам пришлось проводить дни открытых дверей онлайн. Но этот минус перекрывается самым главным плюсом - сохранение здоровья, жизни. Многие вузы не испытали никаких сложностей и перешли на общение с абитуриентами в онлайн-режиме через видеоконференцсвязь, различные платформы и сервисы онлайн-взаимодействия.
Мария Баранова, директор Центра профессиональной навигации и приема НИТУ «МИСиС»:
- Наш университет предоставляет возможность онлайн-подачи документов с 2015 года. И, как показывает статистика, с каждым годом количество желающих подать документы таким способом становится все больше. Мы пытаемся компенсировать недостаток живого общения - представители наших институтов ежедневно в онлайн-формате ведут консультации.
Владимир Шутенко, проректор по учебной работе Московского финансово-юридического университета (МФЮА):
- Осознавая уроки пандемии, мы сейчас по-настоящему поняли, что такое информационные технологии, как широко они могут применяться. Не только слабые места смогли выявить, но и определить, как необходимо строить образовательный процесс. Думаю, когда ситуация улучшится, будут сняты ограничения, наше образование кардинально, качественно улучшится, появятся новые возможности благодаря объединению двух форматов - мы можем офлайн встречаться, а также с помощью дистанционных технологий общаться со студентами и давать качественное образование.
Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ:
- Как никогда в этой непростой ситуации нужно ощущение доверия и честности. Мы настроены на доверительный, честный разговор с каждым абитуриентом. Желаем всем нашим абитуриентам удачи и успешной сдачи ЕГЭ! Для этого нужно успокоиться, набраться духа, выполнить все необходимые процедуры.
Надеемся, что сможем начать очное консультирование с соблюдением социальной дистанции. Это очень важно, потому что абитуриенту нужно почувствовать атмосферу университета.
В этом году в нашей академии, в институте, которым я руковожу, основные программы запускаются одновременно в двух форматах. Будет очное классическое живое обучение, а параллельно по тому же расписанию мы будем дублировать этот профиль, эту программу в дистанционном режиме. Зачем такая нагрузка профессуре, университету? 1 сентября ребята из различных регионов могут испугаться ехать в столицу и начинать обучение. Для них мы и запускаем дистант. А когда студенты, их родители поймут, что можно ехать в Москву, мы переведем их на очную классическую программу.
Коронавирус бросил нам вызов, как перчатку на дуэли. Я думаю, мы с нашими коллегами этим летом ее поднимем и эту дуэль выиграем.

Дистанционка - это только технология
На самые тревожные вопросы, касающиеся перспектив образования в связи с сегодняшней ситуацией, отвечал заместитель главы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев.
Страхи всех родителей выпускников школ транслировала председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец:
- Родители очень встревожены, они боятся: дети плохо сдадут ЕГЭ, потому что долго были в режиме самоизоляции и самообразования. Наша организация, конечно, успокаивает их. Говорим, что все в равных условиях. Что в этом году увеличено количество бюджетных мест в вузах по распоряжению президента. Очень много страхов о переходе на дистанционное образование. Информации мало. Подготовлен проект постановления об эксперименте по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды, который пройдет в 14 регионах. Что за эксперимент? Каких результатов от него ждут? Насколько глубоко будет проникать дистанционное образование? Ходит много разных слухов и домыслов. Нам нужен открытый диалог с властью, в противном случае нарастает недовольство. Родители категорически против того, чтобы дистанционное образование становилось единственным способом получения знаний в нашей стране.
Дмитрий Афанасьев:
- По закону дистанционное образование не может стать способом получения высшего образования. У нас есть очная, заочная и очно-заочная формы. Никакой четвертой формы в виде дистанционного образования нет. Что касается судьбы дистанционных технологий - это только технологии, то есть один из способов обучения, который не исключает другие. Министр просвещения РФ на эту тему высказывался. Министр науки и высшего образования РФ очень четко и на совещании с президентом, и в прямом эфире, и на открытых линиях об этом говорит - ничто не заменит традиционного образования. Дистанционные технологии дают еще один канал получения знаний, еще один канал взаимодействия. Далеко не все образование в принципе может быть дистанционным. Как можно медика, например, обучить дистанционно, или инженера-транспортника? Никто не отказывается от классической формы. Мы можем рассуждать о смешанных формах, когда используется и классическая аудиторная контактная работа, и дистанционная контактная работа, и онлайн-курсы, в том числе других вузов.
Корреспондент «Моего профсоюза» задала вопрос в финале круглого стола - что же в перспективе? Что нас ждет 1 сентября в случае ухудшения ситуации (чего, увы, нельзя исключать)?
Дмитрий Афанасьев:
- Мы просто обязаны предусмотреть ухудшение ситуации. Да, мы исходим из базового сценария, что ситуация нормализуется, и 1 сентября учебный год начнется в привычном формате. Есть еще два варианта развития. Первое - по решению ученого совета университеты имеют право перенести начало учебного года на срок до двух месяцев. И второй вариант, уже совсем критичный - мы на него не рассчитываем, хотя к нему готовы: начать учебный год в дистанционном режиме. Большинство вузов выстроило и сейчас достраивает образовательные ресурсы. У нас есть время подготовиться к этому варианту.

Об эксперименте по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды читайте в выпуске «Учительской газеты» №27 от 7 июля 2020 года (стр. 8-9).