Естественно, сфера образования не осталась в стороне от инновационных тенденций. МЭШ, РЭШ, MOSOBR.TV, Яндекс.Учебник - вот далеко не все ресурсы, которые сейчас легко применяются в обучении. Школьная ступень образования с каждым годом становится практичнее и эффективнее.
В нашей школе мы поняли, что технологии нужны и современному музею! Давно уже всеми признан тот факт, что дети XXI века уникальны. Они в буквальном смысле рождаются в вихре технологий, растут в нем и развиваются. Для них инновационная составляющая действительно естественна.
Наша школа носит имя Героя Советского Союза Льва Михайловича Доватора. В ее стенах еще в 1970 году был основан музей 17‑й гвардейской Мозырской кавалерийской дивизии имени ГСС Л.М.Доватора. Ветераны дивизии, боевые товарищи первого директора Александра Алексеевича Буданцева, воины генерал-майора Льва Михайловича Доватора, стали постоянными гостями школьной экспозиции. Они же передавали в дар музею свои фронтовые вещи: гимнастерки, фляжки, походные котелки, сапоги и многое другое. Коллекция музея постепенно росла и пополнялась. Поисково-исследовательская работа тоже дала свои плоды. В коллекцию музея на данный период времени входят фронтовые советские и немецкие каски, гильзы от ППШ, мины, противотанковые снаряды, противогазы. Хранилище музея и сегодня постоянно пополняется новыми экспонатами.
Но сегодня это уже не просто отдельное помещение, где хранятся реликвии прошлого, это жизненная среда, которая постоянно окружает наших учеников. Наш музей занимает несколько помещений, одно из которых - коридорное пространство. Школьники ежедневно проходят по нему не один десяток раз. Фронтовые письма, ордена и медали, боевые фотографии становятся частью повседневности. Ребята имеют возможность рассматривать и изучать экспонаты в любое удобное для них время. Таким образом, мы пытаемся привлечь внимание учеников к истории, поощрить их сиюминутный интерес, «зацепиться» за него и в ходе дальнейшей работы развить в устойчивое чувство сопричастности к прошлому.
Экспозиция нашего музея является мобильной. Ребята могут менять ее по своему желанию. Они могут выставлять экспонаты из запасников музея, создавать тематические выставки и корректировать уже существующую экспозицию. Естественно, предварительно проводится подготовительная работа: ученики определяются с темой выставки, подбирают экспонаты, изучают их и пытаются выстроить экспозицию в логическом порядке. У детей появляется чувство сопричастности. Они не просто смотрят экспонаты, расположенные за стеклом, они их трогают, изучают. Появляется тактильная связь. Можно забыть вес ППШ в цифровом обозначении, а ощущение этого веса в собственных руках забыть гораздо сложнее.
Более того, наш музей на сегодняшний день обладает огромными возможностями для реализации интерактивной деятельности. Так, часть наших карт проектируется прямо на стены и пол музея. С помощью специальной программы ученики могут спроектировать любую военную кампанию или смоделировать ход той или иной битвы и даже его изменить путем введения других исходных данных - поменять количество солдат с той или иной стороны, иначе расположить войска. Такая деятельность не просто помогает сформировать устойчивый интерес к прошлому, но и раскрывает в детях способности к исследовательской деятельности. Используя в процессе обучения приемы моделирования, мы в буквальном смысле прививаем детям чувственную составляющую. История начинает оживать. Она становится чем-то понятным и близким, а не просто далеким прошлым, о котором надо помнить. Когда ученики сами воссоздают битвы, пытаются поменять их исход, ошибаются или совершают стратегический прорыв, они становятся частью этой истории. В какой-то момент времени они живут прошлым, живут битвой и искренне переживают за ее итог. Получается, что они не просто получают знания, они их чувствуют и понимают. А как известно, в голове у человека остается только то, что им было понято.
Кроме того, визуальная составляющая безумно важна для современного образования. Именно поэтому в нашем музее дополнительно был создан кинозал. В нем мы с ребятами знакомимся не только с документальными хрониками и художественными картинами, но также имеем возможность просмотра 3D-фильмов и небольших кинокартин, созданных самими учениками. Мы часто знакомимся с советскими военными фильмами и затем их обсуждаем. Ребята учатся читать между строк и воспринимать сюжет фильма как проекцию реальности. Обсуждение картины помогает им развить и рациональное, и чувственное понимание истории. Образуется тесная связь, связь на ментальном уровне. Ее гораздо сложнее потерять, чем вызубренный материал.
Конечно, на базе музея продолжает регулярно осуществляться экскурсоводческая и исследовательская деятельность. Старшеклассники самостоятельно проводят экскурсии для обучающихся младших классов. Используя потенциал музея, любой желающий может удовлетворить свой исследовательский интерес. Часто ребята в проектах задействуют возможности IT-полигона. Совсем недавно у нас реализовывался проект по изучению оружия Великой Отечественной войны. С помощью 3D-принтера мы смогли создать прототип гильзы от минометного снаряда. Этот макет можно использовать не только в исследовательской деятельности, но и применять как научный безопасный образец в ходе школьных уроков.
Таким образом, предоставляя детям возможности для создания доступной интерактивной среды, которую они формируют самостоятельно, нам удалось привить не просто интерес к истории, но и сформировать устойчивое чувство сопричастности к прошлому. Технологии XXI века, грамотно использованные в музейной среде, станут огромным подспорьем в процессе обучения. Только познавая прошлое самостоятельно, ставя эксперименты, обсуждая и дискутируя, современные дети смогут стать частью исторической составляющей. Только через интерактивную деятельность, дающую чувственное понимание, возможно сформировать историческое самосознание, которое так важно в XXI веке.

Елизавета КУЛИКОВА,
специалист по музейно-образовательной деятельности школы №2098