Психологи относят детей, родившихся с 2003 года, к так называемому поколению Z. Первое поколение цифрового мира. Это дети, которые в виртуальном мире чувствуют себя гораздо комфортнее. Компьютер, «умные телефоны», планшеты для них не только игра, а жизнь в режиме онлайн. Наши дети обмениваются сообщениями и мнениями в социальных сетях и мессенджерах, а телевидение им заменяет YouTube. В Интернете ребята обсуждают фильмы, игры, книги. Я знаю ребят, которые пишут стихи и музыку, истории по мотивам компьютерных игр, фильмов или книг. И порой эти рассказы интересные и познавательные, а чтобы их написать, надо найти историческую или научную информацию. То есть ребята занимаются в Интернете тем, чему их стремятся научить в школе и о чем мечтают родители: они высказывают свою точку зрения, анализируют прочитанное, пробуют силы в творчестве.
К сожалению, за пределами Инета они свои таланты скрывают. Многие читают электронные версии популярных среди молодежи книг, слушают аудиокниги. По сути, дети так или иначе были готовы к электронному обучению. А педагоги? Взрослые размышляют и продолжают анализировать изменения, происходящие в образовании сейчас в связи с переходом на дистанционное обучение. В жизни каждого педагога появились перемены. Провозглашенная еще много лет назад цифровизация образования сегодня стала всеобщей вынужденной реальностью. Теперь каждый педагог активно изучает современные технологии и использует их в своей профессиональной деятельности.
Тем временем наступили летние каникулы. Учителя раздали, а вернее отправили списки летнего чтения, образцы заполнения читательских дневников. В глубине души надеялись, что «хоть отличники будут заполнять» тетрадочки с ответами на важные вопросы по прочитанным текстам. Согласитесь, что такой надежды с каждым годом все меньше и меньше. Современным подросткам это скучно, неинтересно.
Что сегодня можем мы, педагоги, предложить нашим детям поколения Z?
Как одна из форм работы над повышением интереса к чтению, мною был выбран электронный дневник читателя. Я отправилась на поиски.
Что же нам предлагает Интернет «всемогущий»? Как оказалось, существует множество ресурсов. Почему бы их не использовать?
Итак, вот мой Топ - 5 ресурсов для создания электронных читательских дневников.
1. Padlet, или интерактивная онлайн-доска. Ресурс дает возможность ученику разместить свою работу на доске, а преподавателю прокомментировать и оценить каждого. Сервис бесплатный, имеет русскоязычную версию, прост в освоении и не требует никакой начальной подготовки. Зайдя на сайт по ссылке, пользователь сразу получает доступ к возможностям сервиса и может начать пользоваться его функциями без регистрации.
К преимуществам использования сервиса Padlet можно также отнести такие возможности, как выбор дизайна виртуальной доски, организации коллективной деятельности в режиме реального времени, размещения материалов как с любого носителя, так и из сети Интернет (фото-, видео-, аудио­файлы).
2. Calameo. Платформа для создания интерактивных публикаций, книг, журналов, каталогов, отчетов. Этот сервис не оставит никого равнодушным, тем более школьников. Вместо простых фотографий страниц тетради - настоящая книга, которую можно полистать, услышать шелест перелистываемых страниц, и выглядит очень презентабельно. Сервис бесплатный. Регистрация достаточно простая.
3. Плакат из тегов. С помощью программ wordcloud.pro, wordle.net создается плакат, который представляет собой «облако» из ключевых слов текста. С помощью данного сервиса можно создать рекламу или отзыв о прочитанном произведении, выделить основные моменты событий, открытий, сделать открытку. Данное «облако» (ссылка или принтскрин) прикрепляется на доску Padlet. Получается не только современно, но и красиво, так как «облако» можно выбрать любой формы (сердце, звезда, лампочка) и цвета.
4. Google-карта. Дневник в виде путешествий литературных персонажей на Google-карте. На карте отмечаются географические объекты, которые встречаются в литературном произведении: страны, населенные пункты, моря, реки, озера, маршруты. Метки на карте дополняются описаниями, фрагментами из произведений, картинами художников об этих событиях, фотографиями, видео, аудиокнигами, ссылками на интернет-ресурсы.
5. Google-форма. Самый удобный и максимально простой способ создания электронного дневника читателя с возможностью быстро и качественно проверить каждого ученика. Создается гугл-форма, отправляется ссылка ученикам, последние заполняют форму с вопросами. При этом педагог может сам выбрать, как ему удобней работать с формами: индивидуально или коллективно с одной папкой.
Мой выбор остановился на Padlet и гугл-формах, так как являюсь педагогом начальной школы. Средняя и старшая школа может использовать любой из вышеперечисленных ресурсов.
Существует еще немало сервисов для создания ЭЧД (электронных читательских дневников), в том числе аудио- и видеоредакторы. Дневники могут быть в виде онлайн-книжки, онлайн-презентации, вики-страничек, блогов, видеороликов, выложенных в YouTube.
После окончания летних каникул работа над дневниками не закончится. Она может продолжиться в исследовательской и проектной деятельности учащихся, в конкурсах дневников. Возможно, не онлайн. А если и так, то мы что-нибудь придумаем!

Элеонора РАДЖАБОВА,
учитель начальных классов школы №2100