Позвольте, начну с банальной фразы: всем нам - и педагогам, и родителям - хочется, чтобы наши дети были читающими людьми. И не просто читающими, потому что так сказала учительница, и вообще - «так надо»! Чтение дает толчок фантазии. Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. Читая, ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно-следственные отношения. Но даже не это важно. Чтение дает основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, примеряет на себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть.
Казалось бы, какие проблемы! Сейчас вопрос выбора книги как формы досуга вообще стоять не должен, ведь кругом столько информации. Можно сказать, безбрежное информационное море! Прогресс приносит в нашу жизнь новые возможности, и вот в этом как раз и кроется много подводных камней. Могу сослаться на слова Татьяны Черниговской, профессора Санкт-Петербургского университета, нейролингвиста: «Информации, конечно, кругом масса, но непросто найти достоверную серьезную информацию на просторах Интернета. Люди не научились ориентироваться в растущем потоке информации». А что тогда говорить о детях?
Вот пример. Пришел ко мне как-то мальчик, 7‑й класс, и говорит:
- Хочу почитать что-нибудь про технику.
Я начинаю задавать вопросы, и выясняется, что на самом-то деле подросток интересуется фантастическими произведениями, где происходят события с роботами, искусственным интеллектом… А попробуйте-ка «загуглить» в поисковой строке - «литература про технику», ну или примерно так - и что в итоге выйдет? Вот. Я посоветовала ему произведение Майка Гелприна «Свеча горела» - фантастический рассказ о недалеком будущем, где литература перестала быть нужной, а на первый план вышли роботы и машины. И посоветовала, кстати, прочитать в электронном виде.
За десять лет моей работы в этой школе у меня сложились добрые традиции и четкий алгоритм работы с читателями. Мы проводим массу мероприятий, чтобы увлечь, заинтересовать ребят миром книг, миром литературы. Формы работы самые разные. Среди них библиотечные уроки, библиотечный час. Приглашаю ребят также и во время классных часов, и после уроков, приходят в библиотеку группы продленного дня, проводим каникулярные мероприятия, конкурсы. Литературная гостиная - это, как правило, встречи с детскими писателями-современниками. Библиотечные уроки могут быть самой разной направленности: к юбилеям писателей, к значимым историческим событиям, по текущим проблемам подрастающего поколения. Например, я очень люблю наши традиционные «Литературные посиделки». У нас в школе шикарный читальный зал, где стоит большой круглый стол. И вот за ним-то собирается целый класс! Встречи у нас неформальные: рассказываем о детстве писателей, которых дети проходят по программе, - Пушкина, Лермонтова, Тургенева и других. Можем затрагивать самые разные темы: например, почему Лермонтов говорил изначально на французском языке, а русский был его вторым языком? Дети не знают таких интересных подробностей, а когда они слышат что-то любопытное для себя, то сами тянутся за книгой и хотят найти ответы на свои вопросы. Ребята могут прийти в библиотеку с гитарой или с балалайкой: мы и песни вместе поем, и книги обсуждаем. А если к нам присоединяется неравнодушный учитель, то получается прямо как у Александра Сергеевича: «Друзья, прекрасен наш союз…»
По итогам года я отмечаю, что у меня всегда больше событий, чем я изначально запланировала. Жизнь - интересная штука, которая постоянно подбрасывает что-то новое, ставит перед нами новые задачи: например, самоизоляция. Надо было как-то дать возможность поддержать детей и их родителей в этот непростой для всех нас период.
Есть у нас такой проект - «Учебный день в библиотеке». Во время самоизоляции он получил название: «Из дома». Каждый день я выходила в эфир через Zoom-платформу и проводила с детьми занятия, библиотечные уроки. Апрель изобиловал яркими событиями в связи с праздником Дня космонавтики. Цикл библиотечных занятий - «Дорога во Вселенной», «Герой звездного неба» - имел успех не только у детей, но и у родителей. Мы размышляли о том, почему стерлась значимость многих событий в современном мире. Уходят годы, а с ними и герои. Хотелось достучаться до сердец ребят: вдохновить их, придать уверенность в том, что в современном мире есть все возможности стать тем, кем они хотят. И убедить их в этом, научив в любой жизненной ситуации обращаться к помощи книги.
Да, я говорила ребятам, что самоизоляция - это не самое страшное. Предлагала вспомнить, в каких условиях прошло детство Юры Гагарина. Он учился в школе на Смоленщине в военные годы. В школе не было ничего, даже тетрадки были самодельные, из бумажных мешков их сшивали. Учительница, только что окончившая колледж и направленная на работу в Смоленскую область, несмотря на весь ужас войны, не растерялась - собирала детей, прячась от немцев, смогла их выучить и мотивировать на будущую жизнь. Я рассказывала детям, как Юра пошел в авиамодельный кружок, и это увлечение стало делом его жизни.
Хочу сказать несколько слов о Российской государственной детской библиотеке - они очень серьезно поддержали ребят во время самоизоляции. В Zoom для всех желающих была организована конференция с летчиком-космонавтом, Героем Российской Федерации Александром Ивановичем Лазуткиным. Наши ученики с удовольствием пообщались с настоящим космонавтом!!! После этого мы провели онлайн-мастер-класс по оригами - делали ракеты из бумаги. Так что у нас апрель был очень насыщенным месяцем.
А в конце апреля я решила поднять настроение у детей и родителей, которые немножко взгрустнули. Важно было поддержать ребят и взрослых. И сделать это можно с помощью произведений таких писателей-юмористов, как Григорий Остер и Михаил Зощенко. Назывался этот онлайн-цикл «Веселые истории с Григорием Остером и Михаилом Зощенко». Мы ведь сейчас слышим то и дело: берегите себя, мойте руки... Но эти советы мы слышим начиная с детского сада. Однако не все поступают так, как им советуют. Григорий Остер придумал целую книгу «вредных советов», прочитав которые непослушные детки сделают наоборот, а это как раз и будет то, что нужно. Именно поэтому я решила воспользоваться этой книгой в период само­изо­ля­ции. Я не анонсировала тему заранее, потому что мне нравится неподготовленный читатель. Нравится видеть, как меняется маленький человечек на глазах: сначала внимательно слушает, глаза у него начинают поблескивать, а потом и ручонка тянется к книжной полке. И во время занятий было очень приятно видеть, как дети, вспомнив, что эта книга у них есть и стоит на книжной полке, говорили:
- Ой, подождите минутку, я сбегаю, принесу книгу и прочитаю вам тот отрывок, который мне так нравится!
Самоизоляция - не повод нарушать традиции приглашать детских писателей к Международному дню детской книги. Литературная гостиная с Ладой Валентиновной Кутузовой, автором 9 книг, прошла в уже привычном режиме видеоконференции. Писательница отвечала на вопросы ребят, рассказала о том, как стала писать книги. Дети с удовольствием слушали отрывки из книг «Первое слово съела корова», «Витька на Кудыкиной горе». Ребята остались очень довольны интересной беседой, которая получилась не только познавательной, но и уютной. В ходе видеоконференции у всех сложилось ощущение, что мы ведем диалог с нашим хорошим приятелем за чашечкой чая, который может научить нас чему-то новому и полезному.
Следующая онлайн-встреча была приурочена к такому значимому культурному событию, как «Библионочь». Ученики 2‑х и 3‑х классов были приглашены на конференцию с детским писателем, журналистом и сценаристом Кареном Давидовичем Арутюнянцем. Говорили о книгах, которые с интересом читают ребята всех возрастов. Автор поделился своим жизненным опытом, рассказал, каким он был учеником, какие книги нравились ему в детстве, ответил на многочисленные вопросы наших юных читателей и дал полезные советы детям. Все остались очень довольны творческой встречей, а общение с писателем получилось живым, искренним и неформальным.
Современные авторы - Лада Кутузова, Валерий Воскобойников, Юлия Лавряшина, Тамара Крюкова и многие-многие другие пишут так, что юный читатель имеет возможность поразмышлять самостоятельно о том, что «такое хорошо, а что такое плохо» - сформировать свое собственное мнение. Прочитанная книга - это просмотренное ребенком кино, которое он срежиссировал сам - либо полюбил героя, либо возненавидел. Важно посеять в сознании ребенка зернышко любознательности, тяготения к добру, любви, творчеству - всему тому, из чего в будущем молодой человек или девушка будет моделировать свой мир. И во многом он будет создан благодаря современной литературе, которая так хорошо востребована юным читателем.
В мае наша школа приняла участие во Всероссийской акции «Обнимем ребенка с книгой», подведение итогов которой состоится в конце июня. И хотя сейчас уже учебный год завершен, однако школьная библиотека продолжает работать, поэтому мы организовали сетевую акцию «Читаю Пушкина я в день его рождения», в которой могут принять участие все желающие от 6 до 99 лет. Ребята и учителя записывают видео, где декламируют любимые стихотворения классика, выкладывают их в социальные сети.

Елена КАБОКИНА,
педагог-библиотекарь школы №2100