Оборудование IТ-полигона и инженерного лабораторно-исследовательского комплекса доступно всем учащимся образовательного комплекса, начиная со старших дошкольных групп. Высокотехнологичная образовательная среда увлекает детей, предоставляет возможность выбрать самое занимательное направление предпрофессиональной деятельности.
Такой подход к формированию системы предпрофессионального образования невозможен без взаимодействия школы с учреждениями внешней социальной среды: вузами, технопарками, предприятиями. А появление детских технопарков позволило значительно усилить ресурсы школы, расширило спектр программ, нацеленных на погружение школьников в профессии.
Именно поэтому в ходе реализации проекта в практике взаимодействия школы и других субъектов инженерного образования произошла своего рода перезагрузка взаимоотношений, которые становятся более активными и адресными. Такой подход заключается в обоюдной заинтересованности в поиске ресурсов для овладения школьниками предпрофессиональными навыками и на этой основе - адекватного самоопределения. Причем именно школа является инициатором и главным ответственным субъектом этого взаимодействия. Именно она, исходя из собственной стратегии развития, выстраивает модель взаимодействия.
При выборе модели взаимодействия школы №2098 с технопарками определяющими факторами стали имеющиеся и дефицитные ресурсы, степень удаленности технопарка от школы и реальной заинтересованности в сотрудничестве. И это позволило получить возможность реализовать системный, а не эпизодический подход во взаимодействии.
Основу такой модели составляет взаимодействие школы с полноправным партнером в лице конкретного технопарка - детского технопарка «На Зорге». Школа сотрудничает с детским технопарком «На Зорге» с 2018 года. Реализуются совместные программы, которые включают в себя мастер-классы, учебные курсы и практикумы по различным профессиям, реализуется проект «Учебный день в технопарке», проводится индивидуальная работа со школьниками и педагогами.
Большим преимуществом в совместной работе стало объединение ресурсов школьного IT-полигона и технопарка, оснащенных высокотехнологичным оборудованием и профессиональным программным обеспечением. Удалось выстроить комфортный для детей режим работы: в будние дни ребята работают на базе IT-полигона, в выходные дни - на площадке технопарка.
Программы обучения и непосредственно подготовки строятся по проектно-ориентированной методике. Ребята учатся фантазировать и вести дискуссии, в режиме «мозговой штурм» работают в команде и презентуют свои работы.
За время сотрудничества более 400 школьников прошли обучение по различным программам: «Современные технологии проектирования», «Современные информационные технологии», «Системное администрирование и информационная безопасность», «Графический дизайн», «Мобильная робототехника», «Трехмерная графика». Проекты, которые дети разрабатывают в рамках этих программ, становятся частью учебного процесса в школе.
В настоящее время детский технопарк «На Зорге» поддерживает детские проекты в направлениях «Графический дизайн», «Робототехника», «Системное администрирование», «3D-моделирование компьютерных игр», «Технология моды».
Работая в тесном сотрудничестве, школа и технопарк дают возможность каждому ребенку погрузиться в профессию, познать ее, утвердиться в выборе. И чем раньше такой выбор будет сделан, тем успешнее будет ребенок во взрослой жизни. Именно поэтому совместно с технопарком реализуется большая программа из серии мастер-классов по инженерному творчеству с самыми маленькими - воспитанниками подготовительных групп детских садов и учениками начальной школы.
Благодаря использованию новейшего оборудования, взаимодействию с технопарками, высшими учебными заведениями, предприятиями и другими организациями удалось достичь значимых результатов образования обучающихся. Школа занимает достойное место в рейтинге инженерных классов. В этом году среди всех школ Москвы школа №2098 стала одним из лидеров Московского детского чемпионата KidSkills. В финале регионального чемпионата «Московские мастера» ребята вошли в десятку лучших «сисадминов» Москвы в категории Junior. Но самый главный результат - возросший интерес детей к профессии инженера, интерес к техническому творчеству.
В результате работы мы пришли к выводу, что именно такое тесное сотрудничество позволяет школьникам как можно раньше определиться со своими образовательными целями и запросами, развить необходимые современному выпускнику школы компетенции, используя уникальную материально-лабораторную базу технопарка.

Лариса ЧЕРКАШЕНА,
педагог-организатор школы №2098 «Многопрофильный образовательный центр» имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора;
Анна ЗЕМЛЯНИКИНА,
учитель русского языка и литературы школы №2098 «Многопрофильный образовательный центр» имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора;
Эльвира СУКОРСКАЯ,
генеральный директор детского технопарка «На Зорге»