В каждом таком случае представители службы МЧС работают не жалея сил, находят и вытаскивают из-под завалов полуобрушившихся зданий пострадавших жильцов. Во всех подобных ситуациях время стоит очень дорого, ведь часто спасатели попросту не могут быстро найти людей из-за угрозы дальнейших обвалов с верхних этажей пострадавших зданий.
Мы, ученики 10‑х классов школы №1794, не смогли оставаться равнодушными к этой проблеме и задумались над тем, как можно помочь и спасателям, и пострадавшим людям одновременно.
В робототехническом кружке, который посещают ребята старших классов нашей школы, мы разрабатываем новые модели роботов, призванные облегчить жизнь людям. Всех ребят, посещающих кружок, увлекла идея создания небольшого радиоуправляемого робота - поискового спасателя, способного пробираться через железобетонные завалы и определять точное местоположение пострадавших. Предложений по тому, каким должна быть модель поискового робота - спасателя, ребятами было выдвинуто немало, но главное, что понимали все участники проекта, - устройство должно быть оснащено фонариком и видеокамерой, видеотрансляцию с которой можно наблюдать на пульте управления, а пультом управления может быть смартфон, планшет или ноутбук.
Работа над интересным проектом шла дружно и очень быстро, поэтому уже через месяц робот был готов. Создали его на основе робототехнического конструктора ТРИК. Много знаний и полезных рекомендаций ребята получили от руководителя кружка Александра Викторовича Пикеля.
Готовый радиоуправляемый аппарат мы подвергли серьезным испытаниям, в результате которых подтвердились все теоретические расчеты; робот сумел сохранить управляемость и видеотрансляцию на расстоянии 25-30 метров от оператора, что позволит на практике достигнуть цели - найти людей под завалами.
Наш робот обладает рядом преимуществ, которые ставят его наравне с более серьезными иностранными и отечественными аналогами, он имеет отличную проходимость, компактные размеры и не теряет способности к передвижению даже при перевороте. Себестоимость этого робота оказалась малой за счет простоты конструкции и наличия отечественных комплектующих деталей, поэтому им можно укомплектовать большинство пожарных и поисково-спасательных частей. Наш робот является не просто моделью, а реально действующим устройством, способным уже сейчас приступать к выполнению своей работы, большая дальность действия в условиях железобетонных развалин - еще одно преимущество данной разработки.
Мы считаем, что польза от данного робота велика. Его можно использовать во время спасательных операций, при обследовании аварийных, заброшенных и загроможденных объектов, в зонах повышенной или смертельной опасности. Дальнейшая модернизация робота позволит ему выполнять функции, сейчас ему не свойственные, например обнаружение утечки бытового газа, вредных и ядовитых веществ.
Проект «Радиоуправляемый робот - поисковый спасатель» группа разработчиков представляла на конференции «Инженеры будущего». Модель вызвала интерес у участников конференции.
Теперь наша цель - совершенствование уже созданного аппарата и работа над новыми проектами, которые позволят облегчить труд людей, смогут защитить и обезопасить их жизнь.
Все мы, ребята, посещающие кружок, очень ценим возможность, которую дала нам школа: создавать с использованием оборудования робокласса интересные и полезные технические модели. Для многих старшеклассников занятия в кружке робототехники из увлечения переросли в нечто большее и определили выбор будущей профессии. Например, мы с друзьями окончательно утвердились в мысли, что будем выбирать профессию, связанную с конструированием полезной техники. Изобретать умную технику, необходимую для жизни в умном городе, какая профессия может быть увлекательнее, интереснее и нужнее!

Ученики 10‑го класса школы №1794, участники кружка «Робототехника»

Мнение эксперта

Александр ПИКЕЛЬ, инженер-конструктор Машиностроительного конструкторского бюро «Факел»:

- Первое, что отличает любой интересный проект, - это ярко выраженная заинтересованность и мотивированность его авторов. И проект робота - поискового спасателя лишний раз это подтверждает.
Разработчики проекта со свойственной юным умам наивностью и целеустремленностью излагают в статье свои мысли и стремятся как можно скорее достичь своей цели, делая первые шаги в нелегком деле технического творчества. Это, конечно, ни в коей мере не умаляет достоинств самого проекта. Робот, созданный на основе робототехнического конструктора, поражает своим широким функционалом и продуманностью. Это возможно сделать, только затратив много сил и личного времени. Но высокая цель, поставленная учащимися перед собой, заставляет задумываться о важности каждого мгновения прожитой жизни юных авторов модели.
Проект радует своей завершенностью, что, однако, не останавливает ребят в развитии и дальнейшем совершенствовании своего робота.