Думаю, со мной все согласятся, что каждый ребенок индивидуален. И вместе с тем есть дети, о которых говорят «особенный», чтобы обозначить отличающие его особые потребности, в том числе и в получении образования. В настоящее время в массовых школах Москвы появляется все больше детей, имеющих особые возможности здоровья. Учиться могут и должны все дети, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, и задача современной школы - предоставлять разным ребятам равные возможности в образовании.
В школе №1794, где я работаю учителем-дефектологом, есть понимание проблем детей, имеющих различные отклонения от нормы, уважение и признание их прав на образование, включение их в детское сообщество. Мы твердо убеждены, что детям с особенностями развития в настоящее время нет необходимости обучаться в специальных учреждениях, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательной школе, а нормотипичным детям это позволяет развить толерантность и ответственность за ближнего.
В школе многое делается для обеспечения качественного образования детей с разными образовательными потребностями. В этом году у нас обучались около двухсот детей по одиннадцати вариантам адаптированных основных общеобразовательных программам для разных нозологических групп. Таким образом, педагогический коллектив на практике реализует проект городского методического центра «Школа для всех».
Работу в данном направлении мы начинаем с дошкольного возраста и строим при одновременном соблюдении таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей предметно-пространственной среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, а также тесное взаимодействие педагогов, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и родителей.
Когда мы говорим об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательной школе, то используем термины «интеграция» и «инклюзия».
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт, особая компьютерная клавиатура...
Мы сторонники данной системы, так как считаем, что именно инклюзивное образование дает возможность всем без исключения учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни, оно направлено на развитие у каждого человека способностей, необходимых ему для общения, достижение наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Реализуя в нашей школе инклюзивное образование, мы практикуем разные формы включения таких детей в образовательный процесс: обучение в общеобразовательных классах или дошкольных группах совместно со здоровыми детьми, или же в специально созданных компенсирующих группах и автономных классах малой наполняемости. Есть у нас ребята, которые в силу своих психофизических особенностей не могут получать качественное образование в группе или классе, для них мы разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты, обучая в стенах школы или на дому.
Работу в данном направлении мы начинаем с дошкольного возраста и строим при одновременном соблюдении таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей предметно-пространственной среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, а также тесное взаимодействие педагогов, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и родителей.
В достаточно многочисленной группе детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в нашем учреждении, можно выделить две категории. К первой категории относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, у которых сохранен интеллект. Дети этой категории способны обучаться по программе массовой школы, им не требуется снижение уровня сложности этой программы. Ко второй категории относятся дети с ментальными нарушениями и сниженным уровнем интеллектуального развития. Им требуются специальные учебные программы, более легкие и адаптированные к состоянию их интеллекта.
Детей, с которыми работаю я, можно охарактеризовать словами выдающегося русского олигофренопедагога Алексея Николаевича Граборова: «…одни из детей стоят на границе между нормой и дефективностью, другие представляют картину временной задержки в развитии по тем или иным причинам, третьи определенно перешагнули роковую черту и являются уже умственно дефективными в полном смысле этого слова». Работая в школе с детьми с различной психофизической недостаточностью, я каждый день провожу коррекционно-развивающие занятия, обучаю и диагностирую, провожу наблюдения и анализирую результаты работы, это позволяет мне постоянно совершенствовать профессиональные навыки, способствует непрерывному самообразованию.
Сейчас мы получили в руки еще один очень эффективный инструмент для обучения особенных детей - это Московская электронная школа. Ресурсы этой образовательной платформы обеспечивают автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач, делают урок более эффективным. Благодаря цифровым конструкторам очень удобно создавать сценарии уроков, одновременно есть прекрасная возможность поделиться с коллегами своими наработками или отобрать для занятия необходимый образовательный контент, разработанный коллегами. Считаю, что сегодня именно Московская электронная школа в полной мере реализует один из ведущих принципов в обучении детей с особыми возможностями здоровья - принцип наглядности.
Инклюзивное образование внесло целый комплекс серьезных изменений во всей школьной системе, начиная с ценностных установок, создания специальной образовательной среды и заканчивая решением не менее важного вопроса, связанного с подбором кадров для работы с детьми ОВЗ.
Вопросы кадрового обеспечения школы профильными специалистами, работающими с особыми школьниками, мы решаем благодаря тесному сотрудничеству с Московским государственным психолого-педагогическим университетом. В соответствии с сетевым договором, заключенным между нашими организациями, школа является площадкой для практико-ориентированной работы со студентами и магистрантами факультета «Клиническая и специальная психология».
Наши педагоги не только сопровождают студентов в ходе практик, но и участвуют в проведении учебных практических занятий. Благодаря этому мы имеем возможность предложить мотивированным студентам по окончании обучения в вузе работу по профилю в нашей школе. В настоящее время в школьной службе психолого-педагогического сопровождения работают восемь выпускников Московского государственного психолого-педагогического университета. Сегодня наша служба - это по-настоящему профессиональная, творческая и неравнодушная команда специалистов. В завершившемся учебном году все вместе мы принимали активное участие во многих городских мероприятия, в том числе в онлайн-марафоне «Инклюзивное образование», проведенном под руководством Всероссийского форума «Педагоги России», и конкурсе Instaprofi, организованном Ассоциацией инклюзивных школ совместно с Городским психолого-педагогическим центром.
В планах нашей образовательной организации стать участником проекта «Ресурсная школа».
Исходя из нашего опыта, можно сделать вывод: школа сама должна измениться, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это достаточно сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений, но это необходимое условие для реализации принципа равных возможностей для всех детей.

Алла МАРУНОВА,
учитель-дефектолог, куратор службы психолого-педагогического сопровождения школы №1794