Современный молодой человек должен не только и не столько уметь что-то делать и знать, а уметь учиться это делать. Участие в проектно-исследовательской деятельности позволяет ученику быть не безмолвным созерцателем, а непосредственным участником процесса получения информации. На наш взгляд, именно исследовательский метод позволяет превратить ребенка в активный субъект совместной деятельности. Исследовательская и проектная работа - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Мы пришли в проектную деятельность осознанно, а не пытаясь отдать дань моде и современным тенденциям. Для нас, учителей, важно вести детей за собой, делать так, чтобы каждый урок приносил возможность пробовать, изобретать, совершенствовать и совершенствоваться. Проектно-исследовательская деятельность позволяет взглянуть на процесс обучения под совершенно другим углом еще и потому, что она предполагает совместный поиск учеников, учителей и отчасти родителей, которые побаиваются того момента, когда надо будет неведомыми силами побуждать или заставлять ребенка учиться ради его будущего. Это можно сделать без усилий, с правильным подходом к интересам ученика. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение от творчества, позволяет объединить различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Опираясь на полученные результаты, мы можем уверенно сказать, что проектно-исследовательская деятельность позволяет ученикам размышлять, отбирая информацию, классифицировать объекты, предполагать, соединять жизненный опыт с имеющейся базой знаний и строить межличностные отношения. Хотелось бы подчеркнуть, что содержание образования ставит своей целью его научно-практический характер. В нашей работе мы делаем акцент именно на практической стороне исследования и на его личностной значимости, ведь не все учащиеся пойдут в науку. А опыт проектирования, постановки задач и применения результатов пригодится в любой отрасли, где будут работать наши выпускники.

Наталья БОЛДИНА,
учитель физики школы №170;
Елена ТАРАТУХИНА,
учитель информатикишколы №170

Комментарии

Андрей НИКОЛАЕВ, студент 2‑го курса РУДН:
- Подготовку к научной работе в вузе, как я теперь понимаю, нужно начинать еще со школы, с участия в научно-практических конференциях различного уровня.
Я уверен, что получил хороший опыт публичных выступлений, когда представлял свои проекты. Это были самые первые шаги в чем-то большем, чем школьное образование. Школьные проекты научили меня работать с большим объемом информации. Сегодня это помогает мне в написании курсовых работ. Школьный азарт узнавать что-то новое превратился в профессиональное увлечение. Я с головой ушел в науку. Сейчас я состою в научном студенческом обществе факультета физико-математических и естественных наук РУДН, возглавляю там подразделение по химии, посещаю научные кружки на своем факультете. Выбор учебного заведения, например, был связан у меня с участием в ежегодном многопрофильном конкурсе школьных проектов «Наука начинается в школе», который проводит Российский университет дружбы народов. Я благодарен своим учителям за первые шаги в науке. Благодаря им у меня проснулся вкус к исследованиям, сбору и анализу информации!

Даниил МАЙРИН, студент 1‑го курса НИУ МГСУ:
- Научно-практические конференции - это очень важные события в моей жизни. Я участвовал в разных конкурсах и выработал умение выступать на публике и максимально кратко представлять свою работу. В 11‑м классе наша исследовательская работа была удостоена диплома I степени на городском конкурсе проектов, который проходил в РЭУ имени Г.В.Плеханова. Но самое главное для меня в этих конференциях - это опыт общения с компетентными людьми. Чаще всего в жюри присутствуют преподаватели из различных университетов. Это позволяет получить авторитетную оценку своего труда. Если говорить про эмоции, то сначала, конечно, страшно, а потом уже входишь во вкус, и страх пропадает, появляется уверенность. Сегодня я спокойно выступаю на вузовских конференциях и продолжаю научную работу.

Александра СТРАШКО, студентка 1‑го курса МГУУ Правительства Москвы:
- За время обучения в школе я открыла для себя не только массу базовых знаний из всех областей науки, но и обрела навыки ораторского искусства путем участия в различных конференциях. Думаю, мне очень повезло с учителями, которые привили мне интерес к участию в подобных мероприятиях. Под их руководством я и мои одноклассники стали победителями во многих конкурсах и конференциях. Очень здорово, что педагоги смогли пробудить в нас желание высказывать свою точку зрения и быть неравнодушными к проблемам нашего города и мира в целом. Вопросы, касающиеся экологических проблем в Москве, которые я поднимала в своих исследовательских работах, продолжают меня интересовать и сегодня. Я изучаю процессы управления столицей, занимаюсь делом, которое мне нравится. Свою дальнейшую жизнь и карьеру хочу связать с решением проблем нашего города.

Илья СВЕТОЧЕВ, ученик 11‑го класса:
- В этом году я стал победителем нескольких конкурсов, в которых учувствовал. При подготовке проекта еще больше увлекся программированием. Я получил не только колоссальный опыт публичных выступлений, но и дополнительные баллы к ЕГЭ. Свою дальнейшую жизнь я хочу связать с программированием.