Часто говорю: «Я благодарна тебе за вопрос», «Рада, что вы справились с такой задачей», «Мне приятно было провести с вами время». Стараюсь избегать однозначных слов «правильно» «не так». Привлекаю детей выражать собственные чувства о том, что происходило на уроках, они высказываются рисунками, поступками, словами. Правила работы в классе мы выработали вместе.
Я позволяю детям ошибаться. Только так они будут делать выводы. Хочу сформировать у них умение делать выводы. Каждый ответ ребенка достоин быть выслушанным.
Особое место уделяю эстетическому воспитанию детей. Изучение литературных поэтических произведений нужно, потому что это дорога к моральному прогрессу и познанию самого себя. Литература художественного характера влияет на многие аспекты человеческой индивидуальности, и главная цель начальной школы, разумеется, не только в том, чтобы обучить ученика чтению, важно привить интерес к постоянному чтению и необходимые эстетические ценности.
Но нераскрытые моральные и художественные возможности литературных поэтических произведений можно использовать для самопознания лишь при необходимой планке перцепции искусства. И поэтому доминирующей целью литературного образования в настоящий момент является воспитание ученика младшей школы как грамотного, ориентирующего в литературном мире читателя, особенно это необходимо в аспекте, который касается поэтических произведений. Грамотный читатель способен перечитать литературное произведение, провести художественный анализ прочитанного текста, получить эстетическое удовольствие от поэтичности литературных текстов.
Возникновение детского художественного вкуса, к примеру живописно-выразительный потенциал родного языка, во многом объясняется увлеченностью поэзией. Воспитательные и духовные ресурсы поэтических текстов и вытекающие из них художественно-поэтические ассоциации, каждая из которых закреплена за каким-либо словом, многообразны. Чувственный отзыв на лирическую форму у учеников младшей школы красочен и оригинален, но поэтические произведения иногда трудны для их перцепции, так как они имеют сложное синтаксическое и образное построение, а также построение поэтики. Описание природной, городской или иной среды писателями классической поэзии очень подвижны и таким образом дают выразить различные аспекты психических беспокойств человека.
Интерпретацию учениками младшей школы читаемого поэтического текста необходимо смешивать с перениманием чувств, рассуждений, которые были заключены в тексте, то есть должно происходить сопереживание читателем тому, что носит в себе фабула литературного произведения. Получается, что сопереживание - это чувственное состояние, появляющееся у ученика на момент художественной перцепции реалий и поэтической литературы. Сопереживание - это чувство, рождающееся на фундаменте художественных эмоций. Чувственное сопереживание - это фундамент морального и духовного роста, наращения экзистенциальных сил и самоорганизации эстетической индивидуальности личности.
Методическими приемами работы над лирикой, способствующими глубокому проникновению в «материю стиха», являются словесное рисование, лингво-смысловой анализ, стилистический эксперимент, музыкальное иллюстрирование текста (определение эмоциональной тональности стиха), творческая интерпретация текста, привлечение иллюстративного материала, составление партитуры, выразительное чтение (учителем и учениками). Чтобы помочь младшим школьникам не просто механически заучить стихи и на слово поверить в их гениальность, а действительно почувствовать их красоту, радоваться и грустить, читая их, необходимо развивать художественную сторону их языкового сознания.
Таким образом, одним из важнейших условий в организации художественного восприятия произведения искусства слова младшими школьниками является наличие читательского переживания. Моя цель как учителя - актуализировать, то есть сделать более сильными, яркими и осознанными, эмоциональные отклики детей на поэтическое откровение. Работа по формированию умения воспринимать поэтическое произведение через эстетическое переживание научит ребенка понимать окружающий мир с помощью художественных элементов, будет способствовать эстетическому его развитию. Приобщая ребенка к литературе как искусству слова, вырабатывая в нем потребность в чтении, мы воспитываем личность с нравственными ориентациями, со свободным и независимым мышлением.
Педагог свободен в подборе методов и приемов, которые помогут достичь конечной цели. Но самое важное - дети увлечены.

Юлия СИНЕЛЬНИКОВА,
учитель начальных классов школы №2100