На всероссийском форуме ведущие специалисты разных областей делились своими наработками по всестороннему развитию подрастающего поколения с нами, для того чтобы мы, педагоги, смогли применить не только свои знания и опыт, но и инновации, новые методы на практике.
В первом блоке форума - «Пять дней роста», «Технологии активного обучения» - руководитель образовательных проектов форума «Педагоги России», автор программ повышения квалификации для педагогов Станислав Сергеевич Луткин наглядно показал, как с минимальными затратами времени активизировать познавательную деятельность обучающихся, сделать ее осмысленной и целенаправленной, организацию целеполагания на уроке в соответствии с требованиями ФГОС. На вебинаре было наглядно показано, как под поставленную цель и тип урока выбирать конкретную учебную стратегию, были представлены стратегии и приемы активного обучения, их применения на уроках различных дисциплин. Многие педагоги знают и применяют такие активные методы и технологии обучения, как технология развития критического мышления через чтение и письмо, деловая, организационно-деятельностная, ролевая игра, учебная дискуссия: «аквариум», дебаты, кейс-стади, взаимообучение - «Зигзаг» и «Зигзаг-2», мозговой штурм и многие другие.
Станислав Сергеевич Луткин показал, как оценивается современный урок в соответствии с требованиями ФГОС по пяти опорным точкам.
Первая опорная точка урока по ФГОС:
- актуализация знаний учащихся и способов деятельности учащихся;
- постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций;
- применение диалоговых форм общения;
- создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальных форм работы;
- ритмичность урока, чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;
- интерактивность занятия.
Под интерактивностью понимают:
- взаимодействие обучающихся;
- обмен обучающихся информацией;
- совместное решение проблемы;
- оценивание действий других;
- деловое сотрудничество по разрешению проблемы.
Вторая опорная точка современного урока - это:
- доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности, соотношение заданий репродуктивного и поискового характера;
- использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ;
- соотношение деятельности учителя и деятельности учащегося, объем и характер самостоятельной работы;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Исследования показали, что ученики помнят 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и до 90% того, что они делают или имитируют. Исследовательская деятельность дает возможность исполнять последний сценарий. Учащиеся должны быть вовлечены в поисковую и исследовательскую деятельность через проектную деятельность, составление портфолио и другие виды репродуктивной и поисковой деятельности. Метод проектов считается важным пунктом исследовательской деятельности учащихся, так как это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» (профессор Е.С.Полат); совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Другой, не менее важный способ привлечения учащихся к репродуктивной деятельности - это ведение портфолио.
Портфолио - это не только способ фиксирования и оценки индивидуальных достижений обучающегося, организатор учебной деятельности (сбор материала в портфолио), но и средство обратной связи, и инструмент оценочной деятельности, способ самооценки самим обучающимся.
Третья опорная точка урока по ФГОС - это:
- нацеленность деятельности на формирование УУД (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных);
- формирование навыков самоконтроля и самооценки;
- реализация развивающей функции обучения: развитие восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления, речи;
- ориентация на новые образовательные стандарты;
- создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
Неотъемлемой частью современного урока являются метакогнитивные технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности: приемы «Кубик», «Как вы думаете?», «Денотатный граф».
Текущая и итоговая рефлексия на уроке в соответствии с технологией критического мышления может проводиться в форме приемов «Бортовой журнал», «Фишбоун» («Рыбная кость»), «Синквейн», «Цветик-семицветик», «Даймонд» («Бриллиант»), «Шесть шляп мышления», «Достижения - проблемы - пожелания».
Стратегия «Бортовой журнал» - это обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым ученики во время чтения записывают свои мысли. При чтении во время пауз и остановок ученики заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим личным опытом. Используется чаще всего в старших классах. В начальной школе применяется в виде блокнота на веревочке с ручкой во время записи своих наблюдений на экскурсиях.
Стратегия «Фишбоун» может применяться для итогового обобщения и анализа данных по дискуссии, а также для итогового контроля, когда все аспекты могут быть упорядочены. «Фишбоун» как инструмент организации мысли был придуман Исикавой, который с помощью диаграммы, похожей на рыбную кость, структурировал причины и следствия.
Еще один способ обобщения знаний - это составление таблицы «Достижения - проблемы - пожелания». В группе обсуждаются и записываются:
- результаты, образовательные продукты занятия (достижения);
- проблемы и вопросы, оставшиеся нерешенными (проблемы);
- возможные темы будущих занятий и форм учебной деятельности, связанные с пройденной темой (пожелания).
Все эти стратегии очень интересны и педагогам, и учащимся. Их можно применять с успехом на любом уроке.
Четвертая опорная точка современного урока - это:
- связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности;
- связь изучаемого материала с ранее изученным материалом, межпредметные связи.
В современном уроке опора на жизненный опыт учащихся необходима, так как таким образом реализуются задачи урока, а именно связь с ранее изученным материалом, актуализация жизненных представлений об изучаемых явлениях, прикладное значение научного знания.
Пятая опорная точка современного урока по ФГОС - это:
- мотивация учащихся на изучение данной темы (учебного материала) урока;
- соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
Целеполагание - неотъемлемая часть урока. Признак принятия цели - включенность ребенка на уроке.
В начальной школе учитель помогает учащимся формулировать цели обучения. В основной школе необходимо не только создавать условия для принятия целей обучения, но и через проблемные ситуации побуждать ставить цели учебной деятельности самостоятельно.
Для формирования действий целеполагания у учащихся рекомендуется применять следующие приемы:
- «Тема-вопрос»;
- «Яркое пятно» (очень эффективный прием, когда мы выделяем нужный нам объект);
- «Исключение»;
- «Домысливание»;
- «Демонстрация множественности смыслов»;
- «Моделирование жизненных ситуаций»;
- «Группировка» (например, объединение геометрических фигур в одну группу по определенному признаку, при этом учащиеся формулируют тему, какие гео­метрические фигуры будут изучать на уроке);
- «Собери слово» (тему урока угадываем по слову с пропусками или собираем слово из предложенных букв);
- «Проблема предыдущего урока»;
- «Проблемная ситуация»;
- «Индуктор».
В целом все мероприятия марафона были очень интересными. Мы узнали новые приемы, стратегии, которые будем обязательно применять на практике.

Елена ЛАГУТИНА,
учитель иностранного языка школы №2100