Более того, в последние годы мы часто слышали мнение о том, что дистанционное образование сможет полностью вытеснить традиционное обучение вследствие своих неоспоримых преимуществ - удобства и свободы обучения в любом месте и в любое время. Однако никто не предполагал, что столкнуться с тотальным дистанционным обучением и ощутить все его «преимущества» миру предстоит совсем скоро и «без объявления войны».
В конце марта этого года все образовательные учреждения Москвы вынуждены были перейти на полное дистанционное обучение из-за объявленной пандемии. Безусловно, данный переход не был необременительным и безболезненным для образовательных организаций, так как ситуация развивалась стремительно, а методика и инструменты преподавания осваивались, что называется, на ходу. Тем не менее Москва достойно встретила этот вызов и справилась с поставленной задачей, своевременно и успешно закончила учебный год. Наша школа не исключение.
Учебный день у ребят на дистанте не сильно отличался от обычного рабочего дня. Уроки традиционно проводились в первой половине дня с помощью различных цифровых платформ - Zoom, MT, Discord, Google Class и, конечно же, с использованием ресурсов Московской электронной школы. Расписание уроков было адаптировано с учетом сложности предметов, удобного времени подключения и предполагаемой нагрузки на детей. Кроме того, нам представилась уникальная возможность «в боевых условиях» оценить возможности Российской электронной школы, Яндекс.Урока, платформы Учи.ру многих других. При этом правильное распределение дистанционной и самостоятельной работы позволило детям лучше усвоить материал, избежать переутомления, а также дало возможность обучающимся самостоятельно осмыслить и проработать полученный материал. Важно отметить, что обучение проводилось и за пределами утвержденного расписания. Например, если ребятам требовались помощь, дополнительная консультация, разъяснения или они хотели обсудить какую-либо проблему, учитель выходил с ними на связь в другое, удобное для всех, время.
Изменились роли учителя и ученика во время погружения в дистанционное обучение. «Удаленка» учила детей самостоятельности в работе, принятии решений и выполнении заданий. Учителя выступали в качестве наставников и консультантов, которые помогали развить в детях необходимые в современном мире качества успешного человека.
Безусловно, помимо учителей активно дистанционно работали с ребятами и наши специалисты - дефектологи, логопеды, психологи. Основная цель деятельности социально-психологической службы в период самоизоляции - продолжить сопровождение обучающихся с ОВЗ по их индивидуальным образовательным маршрутам в формах, максимально комфортных для каждой семьи. Для организации коррекционной работы наши специалисты связались с родителями обучающихся с ОВЗ, для того чтобы определить, какими необходимыми для дистанционного обучения техническими средствами они обладают, какова общая учебная нагрузка, есть ли трудности, а также каковы были пожелания семей по взаимодействию со специалистами. Исходя из возможностей и потребностей таких семей, специалисты выстраивали работу в следующих формах:
- общее сопровождение в рамках электронного обучения: информационная поддержка по психолого-педагогическому, логопедическому и дефектологическому направлениям. Полезные рекомендации на официальном сайте школы, в соцсетях и других ресурсах;
- адресное сопровождение проводилось в форме видеозанятий (с использованием платформ Zoom, Skype, WhatsApp) и/или в виде конкретных заданий, которые по возможности выполнялись в течение недели детьми и родителями самостоятельно. В семьях обнаруживались различные жизненные ситуации, поэтому специалисты старались подойти к работе максимально гибко. Так, например, понимая, что в данных условиях для ребенка важнее освоение основной общеобразовательной программы, специалисты (по запросу родителей) подключались к выполнению заданий по некоторым школьным предметам, попутно решая коррекционные задачи и помогая сократить время, требующееся ребенку с ОВЗ на обучение;
- создание специального сайта для родителей, который постоянно пополняется. На страницах сайта представлены практические рекомендации для учеников и их родителей.
Во время дистанционного обучения обучающиеся все время находились в вынужденной самоизоляции. Дети оказались в несвойственной им малоподвижной среде, где важно и необходимо было позаботиться о поддержании здоровья. Наши педагоги это прекрасно понимали и решили поддержать ребят в акции «Здоровые каникулы», записав видео­ролики, которые помогли детям, а возможно, и взрослым держать себя в хорошей физической форме, иметь достойный уровень физической подготовки, причем для кого-то данные видеофрагменты стали стимулом заняться спортом, танцами или гимнастикой.
Информационным центром поддержки ребят стал школьный сайт, где в соответствующем разделе мы разместили ссылки на полезные ресурсы, которые могут быть использованы при организации классных часов, уроков и просто досуга ребят. Используя возможности Google-таблиц на сайте нашей школы, мы создали интерактивное расписание классных часов 1‑11‑х классов, где любой желающий мог посмотреть материалы в удобное для него время. За время дистанционных классных встреч ребята ознакомились с новыми профессиями на ресурсе «ПроекториЯ». При подготовке к празднованию 75‑летия Великой Победы мы поговорили о сайте «Героика», а 3 апреля 2020 года ребята в рамках внеклассной работы вместе с классным руководителем и родителями «побывали» на шоу в знаменитом цирке Du Soleil.
В обычной жизни вторую половину дня ребята традиционно посвящали дополнительному образованию. При дистанционном обучении дополнительным образованием можно было заниматься в любое время. Более сорока преподавателей Школы имени Е.Н.Чернышева обеспечили свободный доступ к ресурсам на сайте школы, где любой желающий смог найти себе занятие по душе. Стоит отметить, что некоторые наши ребята уже готовы сами учить детей и взрослых. Так, в режиме самоизоляции родился проект «Готовим с Лизой», который имеет все шансы на успех.
В целом период вынужденной самоизоляции показал готовность московской школы к полному переходу на комплексное дистанционное обучение, если это необходимо. Важно помнить, однако, что никакое дистанционное обучение не сможет заменить живое общение учителя и ученика, а процесс обучения - сделать ярким, эмоциональным и полностью соответствующим требованиям современной антропологической парадигмы.

Антон БОГДАНОВ,
директор Школы имени Е.Н.Чернышева, кандидат философских наук