Павлодарский государственный университет имени С.Торайгырова он окончил в 2006 году. Казахстан, как бывшая республика СССР, очень многое перенял и сохранил от системы образования той эпохи, поэтому качество обучения в средней школе и вузе осталось довольно высоким. Более того, поскольку малые республики более мобильны в плане реформ (в отличие от громадной и неповоротливой Российской Федерации), многие позитивные перемены здесь начались заметно раньше, чем у нас. Это касается, в частности, внедрения новых программ, технологий и государственных образовательных стандартов, которые в казахских образовательных учреждениях появились лет на семь раньше.
Поэтому когда Александр Юрьевич, проработав в Казахстане несколько лет, переехал в Россию (дипломы по взаимной договоренности между странами учитываются без вопросов), многие здешние новшества ему показались привычными и знакомыми. С другой стороны, как выяснилось уже на месте, портфолио тут внедряются гораздо более активно, чем там, неизмеримо большее внимание уделяется систематической подготовке школьников к разного рода олимпиадам. И, конечно же, в Казахстане нет ничего, подобного нашему «Учителю года». Словом, соседним странам есть чему поучиться друг у друга и поделиться лучшим из нажитого-пережитого.
Проблема профессионального самоопределения перед ним никогда не возникала. В самом деле, о чем еще может мечтать мальчик, выросший в семье, где оба родителя - педагоги, а значит, и он тоже, можно сказать, вырос в школе? Вопрос оставался лишь в том, по какому пути идти, ведь мама - преподаватель русского языка и литературы, папа - учитель физики и информатики, а значит, все эти предметы Саша просто обязан был знать на «отлично». Но, как говорится, «время выбрало нас».
- Когда я учился в школе, информационные технологии только начали интенсивно внедрять в образование, в школу поступили новые компьютеры, современное оборудование, - рассказывает Александр Юрьевич. - Мне было всегда очень интересно все это изучать, смотреть, как папа налаживает технику, ставит опыты по физике. Мы с отцом многое делали вместе, поэтому его науки мне давались более легко. Я уже тогда знал, куда буду поступать. Работать учителем мне очень нравится, это гарантирует постоянное развитие, плодотворное общение с детьми и коллегами. Школа, институт - место, куда сначала приходят все технологии, а уже потом они расходятся дальше, в массы.
Когда разговариваешь с человеком, долгое время жившим на востоке, всегда интересно узнать: а как там относятся к нашему брату-педагогу? Точнее, все убеждены, что вот как раз там-то учителей традиционно очень высоко ценят и уважают, не то что на наших холодных северах. Но, как ни странно, Александр Чернобаев и здесь не увидел особой разницы. Возможно, потому, что Алтайский край - тоже в каком-то роде «восток». А может, просто казахи ко всем относятся уважительно, и не только к педагогам.
- Я работал в сельской школе, и не могу пожаловаться, что дети там ведут себя хуже, чем в городе, - признается педагог. - Оплата труда была более-менее достойной, грех жаловаться. Но если уж честно, то там вообще считается, что мужчина по определению должен быть добытчиком и кормильцем, поэтому чем больше ты зарабатываешь, тем лучше ты содержишь семью. А во всем остальном - примерно все то же самое, что и здесь. Кто-то любит учителей, кто-то не очень. Главное - как ты сам себя поставишь. И там и здесь в школе большинство - женщины. Хочется, конечно, чтобы мужчин было больше, потому что у нас мнение по ряду вопросов отличается, а когда нас мало, к нему редко прислушиваются. Говорят, что детям до какого-то возраста лучше быть с женщинами, а потом - с мужчинами. На самом деле это спорный вопрос, тут тоже зависит от характера человека. Бывают очень мягкие мужчины и очень жесткие женщины. Я себя отношу к средним, могу быть мягким, могу быть жестким, в зависимости от ситуации. Но в основном я добрячок.
Ему нравится все новое, необычное, прогрессивно-передовое. Поэтому всегда есть желание самому сделать что-то такое, чего до него не было. Например, написать авторскую разработку или создать собственный учебник по ИКТ. И, самое важное, это не простое желание, а стремление, получившее воплощение в конкретных делах: Чернобаев действительно написал свой собственный УМК, где излагает свои подходы к преподаванию материала, свое видение проблемы и свои варианты ее решения. Словом, мужик сказал - мужик сделал! Поэтому-то его так и заинтересовал конкурс «Учитель года», ведь в нем принимают участие самые инициативные, творческие и подкованные учителя, у которых множество идей и огромное стремление к совершенству. Подходи к любому участнику или сопровождающему, обсуждай любую школьную проблему - и можно быть уверенным: результат этой беседы будет на 100% конструктивным и плодотворным.
Конечно, всегда нужно делать «поправку на ветер», то есть учитывать особенности того или иного региона, чтобы понимать, насколько та или иная идея осуществимы конкретно здесь. Например, считает Александр Чернобаев, в Алтайском крае в целом хороший Интернет, много новой техники. Но если не в целом, а в частности, сравнивая город с деревней, контраст сразу виден. На селе приходится тратить очень много средств на приобретение компьютеров и оплату услуг интернет-провайдеров. Когда-то деньги выделяли всем, осуществляли централизованные закупки ноутбуков и мультимедийных досок. Но это, увы, в прошлом, и теперь каждый должен сам решать свои проблемы. А в глубинке они возникают довольно часто, в том числе со связью. Дай бог, чтобы нацпроекты помогли уменьшить это цифровое неравенство и создать по-настоящему единое информационное и образовательное пространство. Ведь преимущества работы в Сети люди уже успели оценить, и было бы очень обидно от них отказываться.
- Мне как учителю информатики близка тема общения людей в социальных сетях, на форумах, - говорит Александр Юрьевич. - У нас в Алтайском крае создан клуб «Учитель года», членами которого стали все участники прошлых лет. Там мы общаемся, делимся опытом. Также у нас регулярно проходит выездное мероприятие «Творческие дачи», когда мы с детьми выезжаем в тот или иной район или соседнюю Республику Алтай. Это и отдых, и общение, и обучение, поскольку лучшие педагоги края дают мастер-классы, приезжают и учителя из других регионов. Говорят, что общение «по горизонтали» в виртуальной среде может заменить систему повышения квалификации в ее традиционном понимании. Надо что-то новое узнать - закидываешь удочки, спрашиваешь коллег из самых разных мест России, и они тебе рассказывают, что да как. Но не думаю, что это адекватная замена классическим сценариям, потому что общение вживую всегда лучше любого интернет-форума. К тому же, когда делаешь запрос в Сети, тебе могут накидать огромное количество информации, а это не всегда полезно. Зато когда говоришь с человеком тет-а-тет, можно за короткое время узнать о нем и от него гораздо больше, чем по видеосвязи. Точно так же, одно дело - увидеть урок в записи, и совсем другое - побывать на нем, ощутить его атмосферу.
Некоторым профессиональным айтишникам свойственен вполне определенный снобизм - мол, если кто-то из простых смертных не умеет работать на компьютере, путается в клавишах, путает хард с софтом, то это люди второго сорта, в отличие от продвинутых и просветленных небожителей. К счастью, это не про Александра Чернобаева. Да, среди его коллег немало тех, кто очень плохо разбирается в программах и технике, не дружит с электроникой, не умеет и не хочет этим заниматься. Но он еще в детстве понял - в системе образования это проблема повсеместная, ее нужно не ругать или высмеивать, а помогать решать. Ну, или как минимум стоит всегда относиться с известной долей самокритики. Например, он признает, что до сих пор так и не овладел слепой десятипальцевой печатью и у него задействованы, как правило, только два пальца. Ну и что? Разве же это главное? Есть разные люди, у всех у них разные знания, умения, навыки. Неправильно всех заставлять хорошо знать то, что им не нравится, лучше попытаться сделать так, чтобы это им понравилось. А тут без взаимопомощи и поддержки коллег не обойтись. И кто, как не учитель информатики, способен помочь, подсказать, ободрить? Тем более что люди видят - он и сам отнюдь не царь и не бог, тоже постоянно учится, овладевает новыми знаниями и умениями, вместе с ними решает те задачи, ответа на которые никто не знает.
Кстати, прежде чем выйти на федеральный уровень самого солидного профессионального конкурса учителей, Александр Юрьевич попробовал себя «в малом жанре». Еще в 2017 году, когда он только пришел работать в Кытмановскую школу, решил заняться с ребятами робототехникой, поскольку это одно из самых бурно развивающихся и перспективных направлений детского технического творчества. Начал работать в тандеме с республиканским Кванториумом, ребята, мало-помалу, стали занимать первые места. Но, несмотря на это, интерес у детей со временем стал пропадать, потому что когда регулярно берешь первые места, привыкаешь и воспринимаешь это как некую норму. А победа должна доставаться в борьбе, только тогда она будет по-настоящему желанной.
- Тогда я решился на перезагрузку и переформатирование традиционных подходов к работе в этом направлении, - вспоминает педагог. - С некоторыми продвинутыми ребятами мы занялись проектно-исследовательской деятельностью. А когда моя ученица и здесь заняла первое место в крае, выйдя на всероссийский уровень и получив там главный приз, я понял: настала пора собственных побед. Начал изучать, какие конкурсы есть в природе - их оказалось на удивление много. Из всего ассортимента «Учитель года» понравился больше всех. Здесь можно показать себя и как личность, и как профессионала. Первый раз понадеялся только на себя и занял второе место в районе. Но этого, конечно, было мало. Тогда я понял, что все-таки без поддержки коллег, особенно тех, кто через все это прошел, мне не обойтись. Мы организовали свою творческую группу, в чем нам очень помог районный Комитет по образованию, мои педагоги-наставники - Антонина Ивановна Абросимова, Людмила Владимировна Хазова. Их методическая помощь бесценна. И только после этого, учтя свои прошлые ошибки, я смог выйти «на Россию».
Правда, тут, по его собственному признанию, не все удалось. Наверное, сказался фактор нервозности - неизменная палка в колеса любого конкурсного экипажа. Можно, конечно, все свалить на субъективное отношение судей, но ведь это признак малодушия, потому что каждый, кто участвовал в подобных испытаниях, знает: все складывается из огромного количества элементов, и неправильно придавать решающее значение какому-то одному из них.
- К счастью, мне никто из моих руководителей не внушал, что я должен обязательно победить, - признается Александр Чернобаев. - Этого хотелось самому, чтобы доказать: первое место в крае мне тоже дали не зря. Каждый стремится стать лучшим, это нормальное качество лидера. Ну, и хотелось бы оправдать все те усилия, которые были вложены в подготовку и участие в конкурсе на всех его этапах. А это, согласитесь, очень много. Тем более, если учесть, что мы живем на селе, нам еще и надо по хозяйству что-то сделать. Вот эти два года выдались очень напряженными, насыщенными, детей своих видел редко, много готовился. У меня за это время еще и сын родился. А всего у меня трое детей - еще дочка, 9 лет, и средний сын, 7 лет.
...После конкурса он планирует не останавливаться на достигнутом, а делиться опытом с другими, рассказать, как тут все происходило, что интересного увидел, и как это можно использовать в работе. А дальше будет видно. Но если предложат повышение, пригласят на должность директора, он, наверное, откажется. Потому что управление - это не его стихия, ему больше нравится работать с детьми.