- Анастасия, расскажи, пожалуйста, о своем опыте участия в олимпиадах школьников. Как давно начала участвовать, по каким предметам?
- Сначала, как и многие школьники в начальных классах, я участвовала в олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и British Bulldog. В среднем же звене от школьных учителей и мамы узнала о существовании рейтинговых олимпиад и начала участвовать в них из любопытства и желания бросить вызов самой себе. Сейчас же мой подход чисто прагматический.
Что касается предметов, изначально я пробовала себя во всем, а впоследствии круг направлений сузился до гуманитарных и социальных наук.
- Как ты думаешь, можно ли добиться успехов по нескольким предметам и направлениям?
- На мой взгляд, метапредметность в обучении является очень характерной чертой и для меня, и для многих моих знакомых, поскольку ее эффективность налицо. В написании большинства олимпиад, к примеру, очень помогают знания из смежных областей наук, это демонстрирует широкий кругозор ученика.
Тесная связь обществознания с историей или политологией очевидна, однако существует и ряд параллелей между литературой и философией или русским языком и историей. Мое увлечение методологиями различных философских школ очень помогает при написании критического литературного анализа.
- Могла бы ты посоветовать ребятам, не знакомым с олимпиадным движением, попробовать интегрироваться в него?
- Честно говоря, я всегда выступаю за то, чтобы пробовать что-либо, расширяя свои горизонты, поэтому ответ однозначно положительный. Олимпиадное движение предоставляет пространство для интеллектуального самовыражения, а также знакомит с выбранной дисциплиной на более академическом уровне.
- К слову об учебных заведениях, какие из них наиболее популярны у олимпиадников?
- Выбор вуза напрямую зависит от профиля ученика. Не могу судить об остальных предметах, но среди ребят социально-гуманитарного профиля наиболее желанными остаются ВШЭ, МГИМО, МГУ.
- Что помогло тебе в успешном написании олимпиадных работ?
- Помимо школьных знаний, безусловно, заложивших необходимый фундамент, я могу назвать саморазвитие, тягу к расширению своих интеллектуальных границ. Очень важную роль играет чувство принадлежности к специфической культуре: одновременно академической и андеграундной. Например, в ходе совместной подготовки с ребятами, посещавшими вместе со мной курсы ЦПМ, ощущались как здоровая конкуренция, так и командный дух. Я думаю, возможность обсудить интересующие темы с единомышленниками и попросить у них совета - один из существенных компонентов для достижения успеха в дальнейшем.
- В связи со сложившейся ситуацией московские школы перешли на дистанционный формат обучения. Как ты к нему относишься?
- Такой формат для меня не является новым, ведь множество бесценных знаний было почерпнуто мной из школьных и университетских вебинаров. Могу сказать, что дистанционное обучение для нашей информационной эпохи сейчас очень актуально. Появляется больше свободного времени, которое раньше уходило на дорогу до учебного заведения. Кроме того, расширяются доступные возможности: разнообразие форматов проведения уроков и максимальная интеграция учащихся в процесс, ставший более познавательным и увлекательным.
- Что ты можешь назвать самым сложным для поддержания желаемых результатов в выбранных тобой сферах?
- Будь то учеба, хобби или спорт, очень важно, как мне кажется, уметь концентрироваться в нужные моменты, ведь один момент промедления или, напротив, принятие поспешного решения может перечеркнуть годы работы до этого. В целом же я верю, что именно последовательность и самодисциплина - это те качества, которые больше всего помогают в жизни. В конце концов жизнь - это дорога, а дорогу осилит идущий.

Елена ПАЛИЦКАЯ,
учитель русского языка и литературы школы №1512